
«Я б в геологи пошла, пусть меня научат», — подумала архангельская журналистка и решила попробовать себя в роли абитуриента. Благо, в САФУ для этого есть специальный проект «Студент на один день». Узнать, как выглядят учебные корпуса и кабинеты, кто будет преподавать теорию и где проходит практика, сложно ли сдавать сессии и сколько баллов нужно, чтобы поступить, — получить ответы на все эти вопросы можно из первых рук, от студентов и преподавателей. Ведь когда знаешь, что тебя ждет после поступления, неизвестность уже не так пугает.
Примерить на себя будущую профессию может любой школьник Поморья. Для этого нужно заполнить анкету и ждать приглашения. А пока можно побывать на виртуальной экскурсии по Высшей школе энергетики, нефти и газа САФУ.
Путешествие в мир геологии начинается с многофункционального образовательного центра «Геологический музей» имени Николая Лавёрова, который находится на втором этаже учебного корпуса.

Еще шесть лет назад здесь были обычные аудитории, а сейчас коллекция насчитывает более 700 образцов минералов, горных пород и ископаемых флоры и фауны не только Арктического региона, но и всего мира.

Всё это буквально своими руками вместе со студентами и коллегами собрала директор «музея», доцент кафедры геологии, горных работ и стандартизации ВШЭНиГ Дарья Шпилевая. С первых минут общения с ней становится понятно: Дарья Владимировна — душа и сердце этого места. Именно она наполняет «музей» теплом и превращает геологические справки о камнях в увлекательные и захватывающие истории.

— Я стараюсь сделать так, чтобы с первых курсов студенты чувствовали себя в «музее» как дома. Они знают, где и что лежит, у них есть доступ к витринам, основной коллекции. Я им полностью доверяю, и благодаря этому у нас складываются хорошие взаимоотношения, — делится Дарья Шпилевая.

«Музей», как своеобразный тренажер для развития мышления, позволяет каждому раскрыть свой потенциал. Кто-то хочет делать научные исследования, — коллекции подойдут как вспомогательный материал. Другим интересно работать с детьми и использовать креативное мышление — тогда можно разрабатывать квесты и придумывать занятия для школьников и студентов.
Еще один классный инструмент для исследований — интерактивная песочница. Ее, кстати, разработала томская компания. Изначально девайс задумывался как «развивашка» для детей. Но Дарья Шпилевая придумала, как использовать ее в образовательном процессе.

Благодаря проекции сверху обычный (но обязательно чуть влажный) песок превращается в горы, вулканы, моря, пустыни, леса, луга и так далее. Одно движение руки — и на равнине появляется хребет или континентальный шельф. А если переключить режим, то и вовсе другой мир. Всё это дает огромную почву для изучения географии, рельефа и климата континентов, а также законов природы, флоры, фауны и так далее.
Часто вместе со студентами преподаватель моделирует карьеры и решает прикладные задачи. Например, как защитить участок от грунтовых вод и сделать так, чтобы порода не осыпалась. Ситуации могут быть разными, но абсолютно точно можно сказать одно: учиться с такими наставниками и современными инструментами скучно не будет.

— Однажды в нашем центре читал лекцию депутат Сергей Михайлович Миронов. По образованию он геофизик, у нас в «музее» даже есть несколько экспонатов из его коллекции, которые он нам передал в дар. Так вот он сказал: «Геология — это профессия, которая позволяет научиться слышать и слушать людей». И я с этим абсолютно согласна, — говорит директор центра.

Те, кто считают, что будущим геологам придется работать только с ископаемыми и буровыми установками, глубоко заблуждаются. Часто в диких полевых условиях, когда находишься без связи и других благ цивилизации, техника может сломаться, люди — потеряться или получить травму, а погода — разбушеваться. И тут как раз самое главное — суметь договориться, быстро среагировать, прийти на помощь. Всему этому так или иначе студенты учатся в стенах вуза и на практиках. Ее, кстати, проходят на крупнейших предприятиях региона и в нашей области.

— Сейчас геология снова возрождается, но теперь она будет совершенно другой. Если в СССР у нас было много открытий, затем мы активно занимались добычей, то в наше время нужны новые открытия. В том числе редкоземельных металлов, которые широко используются в радиоэлектронике, приборостроении, атомной технике, химической промышленности, металлургии. Вместе с этим возрастает и спрос на геологов и полевые работы, — объясняет Дарья Шпилевая.
Рядом с «музеем» находится именная аудитория им. Н. П. Лавёрова. Кстати, выдающийся академик родился в Коношском районе, принимал непосредственное участие в создании вуза и не раз посещал его с лекциями.

Помимо «стекляшки», часть занятий со студентами проходит совсем рядом, в четвертом корпусе по адресу ул. Набережная Северной Двины, 14. Здесь есть аудитории как для лекций, так и для практической работы. В них на компьютерах установлено современное программное обеспечение. Большой плюс, что все эти программы используют в своей работе крупнейшие добывающие предприятия региона и страны.
Например, Micromine используют для построения 3D-моделей карьеров и подсчета запасов, на Pitram студенты учатся управлять подземными горными работами, а в Geobank разбирают базы горно-геологической информации.

Своей историей поделился студент Илья, который сейчас учится на 5-м курсе.
— В САФУ поступил, потому что прошел по баллам, и ни о чем не жалею. Первые два курса у нас была более общая информация, с третьего началась углубленная учеба и погружение в профессию. Каждый год мы проходим практики, это помогает лучше узнать, с чем придется работать в будущем, зарекомендовать себя на предприятии. Работы на самом деле очень много. Некоторые студенты даже уезжают на вахты летом, — поделился Илья.

В САФУ абитуриентов очень ждут на направлениях подготовки «горное дело» и «прикладная геология». Судя по вакансиям и зарплатам, без работы выпускники точно не останутся, а оплата труда будет достойной.
Вместо вывода хочется переиначить слова кота из известного мультика: «Если бы у меня был такой «музей» и такие наставники, я бы, может, и не стал журналистом никогда». А вдруг и других абитуриентов Поморья очарует геологическая романтика! Главное — не стесняться и попробовать себя в проекте «Студент на один день».

Все подробности о поступлении можно найти на сайте, в группе для абитуриентов во «ВКонтакте» или узнать по телефону приемной комиссии 8 800 222–06–11.
ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова», narfu.ru