Есть такая поговорка: «Хорошо того учить, кто слушает». А что, если ты молодой педагог, а работать приходится с подростками? 29.ru поговорили с учителями, которые сами недавно сидели за школьной партой. О том, что раздражает учителей, что им нравится, и сколько они получают — рассказываем в этом материале.
Сколько зарабатывают молодые педагоги
Марьяна Канохина преподает обществознание и историю. В школе она работает всего месяц, но признается, что уже познала все радости профессии.
— Я получаю в два раза меньше, чем хотелось бы, но я могу себе позволить крупные покупки. Конечно, мы не говорим о машине или квартире, но свои потребности я спокойно закрываю, мне хватает, — говорит Марьяна.
Я очень довольна, особенно довольна тем, что работая себе в удовольствие, могу еще и деньги за это получать.
Девушка любит школу, в которой работает, и не хочет уходить туда, где зарплата больше. Марьяна уверена: чем больше доход, тем больше желаний.
Анастасия Мирошникова трудится учителем уже четвертый учебный год. Сейчас в северодвинской МАОУ СОШ №11 она преподает историю и обществознание, чаще всего — у старших классов.
— Я довольна своей зарплатой. Так как я еще учусь, у меня есть стипендия. Также я лауреат стипендии от благотворительного фонда имени Владимира Потанина, так что мой доход меня устраивает. Кстати, в школе никогда не задерживают авансы, премии, отпускные, — отмечает наша собеседница.
У Анастасии ипотека, поэтому большая часть дохода у нее уходит на оплату квартиры и ее обустройство. Помимо этого, девушка любит тратить деньги на себя и считает, что работая с детьми, нужно выглядеть «с иголочки» каждый день.
— Деньги уходят на мелкие радости, такси, а крупные покупки не каждый месяц, но это не какая-то проблема, — добавила она.
Анастасия признается, что может себе позволить отдых за границей, бьюти-процедуры и фитнес. Однако все это получается не только из-за работы учителем, а от совмещения ее с репетиторством и блогингом.
— Мне кажется, что когда учителя жалуются на зарплаты, у них данные не актуализированы, как можно это исправить, поэтому у них доход страдает. Мой не страдает, но конечно, мне тоже хочется больше — это нормально, — рассуждает Анастасия Мирошникова.
Валерия Балашова окончила университет этим летом. Во время учебы она уже пробовала себя в роли педагога в двух учебных заведениях, а после выпускного устроилась учительницей русского языка и литературы в архангельскую школу №45. Молодая учительница поделилась, что сейчас получает чуть больше 55 тысяч.
— Это в три раза больше, чем я получала во время учёбы. Я считаю, 55 тысяч — приемлемая сумма для учителя, на это можно жить. Конечно, всегда хочется больше. Но мне хватает и на продукты, и на одежду.
Валерия думает, что с таким заработком учитель может откладывать деньги на путешествия и крупные покупки.
Конечно, все учителя работают, чтобы себя обеспечить, деньги важны. Но в этой профессии куда важнее благодарность учеников и их родителей. Если ее нет, никто не ценит твой труд, то нет никакого желания придумывать что-то новое и удивлять детей. Эмоциональный отклик бесценен.
Дарина Белозёрова в профессии год, работает в МАОУ СОШ №20 в Северодвинске. В школе она занимает должность педагога-организатора и ведет математику у своего пятого класса. В профессии один год.
— Зарплатой не скажу, что очень довольна. Получаю примерно 60 тысяч рублей.
Трачу как и все: на еду, коммуналку, бьюти-процедуры и встречи с друзьями. На что-то крупное приходится копить и откладывать, иногда — брать кредит.
Работа учителя не заканчивается на работе, трудиться приходится много и, конечно, хочется получать за это больше — около 70-80 тысяч рублей
Дарина утверждает, что, несмотря на зарплату, свою работу очень любит и об увольнении даже не задумывалась. Со слов девушки, для неё куда важнее счастливые лица детей и коллег, нежели деньги.
Какая нагрузка у современных педагогов
Занятость у Марьяны Канохиной 25 часов в неделю — это 5-6 уроков в день. Марьяна — студентка четвертого курса, поэтому после работы она занимается учебой или своим хобби — танцами или постановками.
— Также я репетиторствую. И работая в гимназии, я обычно не иду отдыхать, как иногда бы очень хотелось, а иду еще дополнительно на свои работы и хобби, — говорит она.
У меня прекрасные дети, мне правда повезло. Конечно не без конфузов. Бывают нарушают дисциплину, могут не выучить домашнее задание или не записывать конспекты, приходится напоминать о том, чтобы записывали, но тем не менее, это же дети. Это абсолютно нормально, что они могут быть рассеянными или иногда несобранными. На уроках мы можем и посмеяться и погрустить, но они очень послушные, поэтому мы успеваем абсолютно всё.
Марьяна рассказывает, что освоиться в профессии ей помогают старшие коллеги. Они вежливые и очень дружелюбные, как заметила девушка.
— К примеру, они могут решить вопрос с родителями, стараются даже, мне кажется, сделать «тепличные условия» для меня. Помогают мои коллеги-предметники, дадут совет или готовую самостоятельную работу. Сколько я работала в других местах, такой заботы ко мне не проявляли, — говорит Марьяна Канохина.
Анастасия Мирошникова совмещает работу и очную учебу в магистратуре САФУ, поэтому нагрузка в школе у нее 19-часовая: три дня в неделю она ведет по 6-7 уроков.
— Общение с детьми складывается потрясающе. Помогает, что я молодая. Трудностей почти не возникает. Детям очень нравится, что я могу привести примеры из жизни, довольно часто вспоминаю себя в их годы и ставлю себя на их место, — делится Анастасия.
С ее слов, детям нравятся её соцсети, где она рассказывает о своей жизни.
Однако молодая специалистка отмечает, что никакого нарушения субординации нет: с помощью блога она становится ближе к детям.
— Они это любят, лайкают, репостят. Это нереальный кайф, очень меня радует. А с ребятами-выпускниками, которые поступают универ, а также с их родителями, у меня сохраняются теплые отношения, — добавила собеседница 29.ру.
Наставника как такового у Анастасии на работе нет., но опытные учителя всегда приходят ей на помощь.
— Я могу идти по коридору и зайти в любую дверь, чтобы спросить у коллеги совета. Никогда не отказывали, ни разу не слышала плохого слова, — утверждает она.
В свободное время Анастасия Мирошникова работает репетитором, ходит в спортзал и посещает квизы в Архангельске.
Нагрузка у Валерии Балашовой — 25 часов в неделю. Девушка ведет русский и литературу у пятых и шестых классов, а также на ней классной руководство и «Разговоры о важном».
— С этого учебного года я дала себе установку не возить тетради домой, я остаюсь в школе на лишние пару-тройку часов и проверяю всё на месте, — рассказывает она.
К урокам Валерия готовится в выходные. Всю субботу, а иногда и воскресенье, девушка проводит за планами к предстоящим урокам или делает отчёты. Когда остаётся свободное время, молодой педагог занимается домашними делами, читает и отдыхает дома.
— На активный отдых у меня не хватает сил. Я всю жизнь занималась танцами и мечтаю когда-нибудь вернуться к ним, когда адаптируюсь к новой школе, — добавила Валерия.
Учительница признается, что ее возраст и помогает, и мешает ей в профессиональной деятельности. Многие старшие педагоги, с её слов, с интересом относятся к молодым и энергичным коллегам.
— Учителя русского и литературы всегда толково мне все объясняют, если у меня возникают вопросы. Администрация школы тоже идет навстречу, директор объясняет все по полочкам. Завуч — мой наставник в школе, всегда поможет и подскажет.
В то же время случаются проблемы с авторитетом и дисциплиной при работе с детьми, утверждает Валерия.
— Когда ты только начинаешь работать, их сложно быстро устранить, но я над этим работаю. С одним классом мне приходится сложно, но я стараюсь их приструнить.
Педагог-организатор и учитель математики Дарина Белозёрова является еще и классным руководителем, вместе с тем отвечает за охрану труда в школе. Педагог отмечает, что из-за отсутствия математического образования, у нее много времени уходит на подготовку к урокам.
Коллектив в школе ей очень нравится. С ее слов, коллеги всегда идут навстречу молодым специалистам.
— Старшие коллеги мне помогают, консультируют. А как педагог-организатор я работаю в паре с советником директора по воспитательной работе, у нас сложился прочный тандем. По классному руководству у меня есть наставник, которая тоже во всем помогает разобраться.
Общение с детьми у Дарины складываются неплохо, она старается стать для них авторитетом, а не другом.
Я пока что с детьми на вытянутой руке, чтобы они видели во мне учителя. Но, конечно, дети подходят пообщаться, обняться.
— С теми, кто постарше, общаемся больше, я многим ставлю танцы, и они просят еще. В чем-то школьники сами мне помогают, пытаются быть активистами, и это мне очень нравится, — делится учительница.
В свободное время Дарина Белозёрова занимается танцами, проводит время с друзьями и молодым человеком.
Что раздражает учителей
Марьяна Канохина утверждает, что иногда складываются сложные ситуации когда неясно, как вести себя с родителями.
— В первую очередь, я человек, такой же как и все, а уже потом меня наделяют регалиями. Из-за того что я молодая, могут написать в не самой приятной форме, и бывает, что целый день сидишь и не знаешь, как ответить, чтобы конфликт был решен. Всякое бывает, на то мы и люди, чтобы договариваться, — говорит Марьяна .
Девушка рассказывает, что бывают тяжелые дни, когда после работы ни на что не хватает сил. Но в любом случае дети заряжают ее энергией, и это дает мотивацию продолжать трудиться.
— Сегодня мне все нравится, я уверенно стою на ногах и знаю, что у меня есть опора: коллеги, родители и мои друзья. Школа — это правда прекрасное место, где дети тебя ждут, ждут, когда уже будет именно твой урок, когда подходят на переменах и спрашивают то, что им было непонятно конкретно на моём уроке. Пока ничего менять я не собираюсь, живу в прежнем хард-режиме и наслаждаюсь своей работой, потому что она очень полезна. А для меня важно, чтобы работа приносила плоды — это будущее моих учеников, — резюмировала Марьяна Канохина.
Анастасия Мирошникова рассказывает, что родители могут писать ей в разное время суток, но это для молодого учителя не проблема: она отвечает тогда, когда ей удобно, чаще — в рабочее время.
За несколько лет работы в школе Анастасия не сталкивалась с конфликтными ситуациями. А вопрос с ленивыми учениками решается профилактикой: сменой видов деятельности, учительскими хитростями и индивидуальным подходом к ученикам.
Невероятно устаю. Есть каникулы, государственные праздники — такие остановочки помогают. Но усталость накапливается, от нее никуда не деться
— Я считаю, в любой сложной ситуации нужно помнить, что у детей своя жизнь, у них тоже может что-то случиться. Надо вспоминать себя в их возрасте. Бывает, что мое настроение не складывается с их: я жизнерадостная пришла, а они более спокойные, и этот рассинхрон — нормально, — считает Анастасия.
Когда мы задали вопрос о том, что раздражает Валерию Балашову в ее работе, она сразу вспомнила пример с прошлого места работы. Как только молодая учительница ставила плохую оценку ребенку, его родитель сразу же писал и звонил с просьбой объяснить, за что низкий балл.
— Ученик списал сочинение из интернета. Выяснилось, что родитель чуть ли не заставил ребенка сделать это, потому что не верил в его способности. А я знала, что школьник все может, он хорошо работал на уроках. Я провела беседу с родительницей, и в итоге он поблагодарил меня за работу.
Валерия подчеркивает, что у нее в работе есть один железный принцип: за списанную из интернета работу — сразу «двойка», которую нельзя исправить, а за плохую, но самостоятельно написанную работу, оценку исправить можно. Она поясняет это тем, что так воспитывается честность и самостоятельность у детей.
Валерия Балашова рассказывает, что ей не нравится, когда дети просят без веской причины поменять учителя. Также педагога раздражают нетактичные и грубые родители, неорганизованные и забывчивые дети. Еще молодая специалистка отмечает, что современные школьники вообще не хотят читать, и привить им любовь к книге очень трудно.
— У меня была установка, что знание классики показывает уровень моей культуры и образования. Даже если мне не нравится, я должна это знать. А у детей этого понимания вообще нет. А ведь если класс не прочитал произведения, то урок не может по-хорошему состояться.
В школе, где работает Валерия Балашова, дети сдают телефоны в специальный шкафчик. Ответственность за гаджеты несет классный руководитель, и Валерия Балашова признается: ей страшно даже задуматься, что их могут украсть. Кроме того, на открытие и закрытие шкафчика почти на каждой перемене уходит много времени и внимания.
В этом году я почувствовала большую разницу между частной школой и государственной. Сейчас у меня очень много бумаг, каких-то отчетов, планов, справок. Вроде бы одно сдаешь, сразу появляются второе, пятое. Много бюрократической работы, это мне не нравится
Другой нашей собеседнице, Дарине Белозёровой, не приходилось сталкиваться с неадекватными родителями.
— Сейчас мы на ремонте и работаем совместно с другой школой, учим в две смены. Вот в этой школе я встречала грубо настроенных детей, которые могут в спину и мат сказать. Это тот момент, который сильно раздражает — некоторые родители вообще никак не занимаются воспитанием ребят.
Дарина рассказывает, что бывают случаи, когда дети целыми классами отказываются участвовать в мероприятиях и праздниках, которые предусмотрены программой. Полное игнорирование задач педагог очень неприятно Дарине.
Также почитайте
Всё самое полезное для родителей школьников мы собираем в одном сюжете на сайте.
«Бывает, что учителя не могут приехать»: как прошел День знаний в «островной» школе Архангельска.
«Радовался, что детский сад закончился»: чиновники Архангельской области вспомнили своё 1 Сентября.
Без цветов, с концертом и стройкой под боком: как прошел День знаний в архангельской школе-гиганте.