В 2023 году САФУ запустил новую образовательную программу для магистрантов-дефектологов. Это специалисты, которые обучают, воспитывают и социализируют детей с ограниченными возможностями здоровья.
Особенность программы в сетевой форме реализации, когда для обучения используют ресурсы не одного, а сразу двух вузов. Так, партнером САФУ стал Северо-Кавказский федеральный университет, который находится в Ставрополе. Для студентов это означает вдвое больше новых знаний и опыта, а для вузов — более качественную подготовку квалифицированных кадров.
— Программа называется «Нейродефектология в образовании». Она рассчитана на два года. Нейродефектология — одно из наиболее перспективных направлений, которое объединяет в себе достижения нейропсихологии, нейрофизиологии и коррекционной педагогики. Если педагог использует в работе эти техники, то образование, а также коррекция и развитие детей с ОВЗ проходит быстрее и качественнее. Теперь такие современные специалисты появятся и в Архангельске, — объяснила одна из руководителей программы, директор Высшей школы педагогики, психологии и физической культуры САФУ Наталья Флотская.
Программа также предполагает различные стажировки и обмен опытом между вузами-партнерами. Так, осенью 13 магистрантов САФУ побывали в Ставрополе, а 10 студентов СКФУ приехали в Архангельск. В течение недели они посещали лекции, практические занятия и научные лаборатории, а также получили возможность лично познакомиться с преподавателями, которых до этого видели только на онлайн-лекциях.
— Наши магистранты изучали в Ставрополе такие дисциплины, как «Нейропсихология и нейрокоррекция», «Психологическое и нейродефектологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья», «Здоровьесберегающие технологии в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья». А студенты СКФУ осваивали на Севере «Основы психолингвистики и нейролингвистики», «Медико-биологические основы дефектологии» и «Основы нейрологопедии», — сказала Наталья Флотская.
Несмотря на то, что неделя — это совсем немного, обменный модуль был выстроен так, чтобы участники смогли получить от него максимум пользы. Помимо лекций и семинаров в вузе, студентов САФУ ждала насыщенная программа. Они побывали в коррекционно-развивающих организациях Ставрополя и изучили опыт работы коллег-практиков из другого региона.
— На занятиях мы успели рассмотреть интересные подходы, узнали, как правильно проводить БОС-тренинг, а также посетили Ставропольский реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ, где побывали на занятиях логопеда, дефектолога и специалиста по билотерапии. Там мы увидели, как можно корректировать расстройства центральной нервной системы с помощью звуков и вибраций плоских колоколов. Посетили Ставропольскую краевую библиотеку для слепых и слабовидящих, где нам показали, как делают книги со шрифтом Брайля и 3D-модели мировых достопримечательностей. Словом, в родной университет я вернулась с новыми знаниями и морем впечатлений, — поделилась староста группы Юлия Никитина.
Одним из запоминающихся моментов поездки для Юлии стало посещение интерактивной площадки «Территория взаимопонимания». Проект позволяет представить, как живет человек с ОВЗ, и лично ощутить, насколько тяжело передвигаться на инвалидной коляске и трудно печатать шрифтом Брайля.
Студентка Наталья Боровикова тепло вспоминает встречу с преподавателем СКФУ, доктором биологических наук, профессором Маргаритой Водолажской.
— Научная концепция Маргариты Геннадьевны удивительным образом сочетает в себе научную обоснованность и опору на общечеловеческие ценности. Ее научный энтузиазм очень заразителен. Под ее руководством мы не только узнали о фундаментальных основах реабилитации человека, но и смогли поработать в лаборатории, увидеть, как проходит диагностическая реабилитация с применением энцефалографа, — сказала Наталья.
В свободное от занятий время магистранты успели познакомиться с достопримечательностями культурного, делового и промышленного центра края и не забыли про его гастрономическую составляющую.
— СКФУ находится в историческом центре города. Поэтому мы ежедневно проходили по центральному бульвару, любовались архитектурой XIX века. Кроме того, Ставрополь оказался очень «вкусным» городом. Мы насладились кавказской национальной кухней и увезли с собой гастрономические впечатления и сувениры, — добавила Наталья.
На протяжении всей поездки магистранты оценивали вуз и город с профессиональной точки зрения — доступности среды. Увиденное их тоже приятно удивило.
— Главное приятное впечатление — это наличие доступной городской среды. Пандусы есть практически везде, как и контрастная маркировка, таблички со шрифтом Брайля, а также различные тактильные элементы: плитка, накладки на ступени, наклейки на поручни и полосы окончания перил. Последние два элемента я вообще встретила впервые. Видела даже специально оборудованный спуск для купания для людей с ОВЗ на Комсомольском пруду. Конечно, такая забота о горожанах не может не радовать, — сказала студентка Светлана Шубина.
По словам Натальи Флотской, такой формат взаимодействия с Северо-Кавказским федеральным университетом для САФУ уже стал традиционным. Ранее по другой программе инклюзивного образования вузы также выступали в качестве партнеров, в том числе по академической мобильности.
— Безусловно, полученные знания наши магистранты смогут применить как в освоении других дисциплин магистерской программы, так и в своей работе. Опыт коллег всегда интересен и полезен, а возможность лично познакомиться с лучшими достижениями дефектологической практики другого региона только обогащает профессиональную компетентность специалиста. Такой опыт образовательного взаимодействия и для нас, и для наших партнеров является очень важным. Надеемся, что результатом реализации этой сетевой программы станет расширение сфер взаимодействия двух вузов, что позволит укрепить сотрудничество, — подчеркнула она.