
Константин Филимонов, бизнесмен и кинопродюсер: «Пробью любую стену, но ломать людей не стану»

Известно, что в Москве успеха добиваются чаще всего провинциалы – энергичные, напористые, знающие себе цену. Те, которые идут ва-банк. Те, которые готовы рискнуть. Те, кто хотят победить.
Герой этого интервью как раз из такой породы людей. Кажется, что нет таких крепостей, которые он не может взять. В нем странным образом сосуществуют и рыцарь без страха и упрека, и тонко чувствующий поэт, и расчетливый бизнесмен-прагматик. В провинции его фамилия хорошо известна. Москву предстоит завоевать…
– Константин, вы – весьма успешный бизнесмен. Почему вдруг решили заняться кино, стать продюсером?
– Начну издалека. Моя мама – Писательница. Именно так, с большой буквы. Ее приглашали в Москву, это в то время, когда печатали ее прозу и поэзию. Но она воспитывала двух «долбогрызов» – меня и старшего брата – и не поехала ни в Москву, ни в Питер. Мой дед, Сергей Иванович Филимонов, до войны был главным режиссером, художественным руководителем, актером народного театра Выборгской стороны города Ленинграда. Мой отец был очень хорошим музыкантом и дирижером. Поэтому к творчеству я имел и имею достаточно серьезное отношение. Воспитывался в творческой семье. Но социум взял свое. И вместо того, чтобы сразу после армии поехать в Ленинградский государственный институт театра музыки и кинематографии (ЛГИТМиК), я занялся сначала коммерцией, а потом – серьезным бизнесом...
– Но все-таки искусство победило...
– А искусство не могло не победить, потому что в какой-то момент переплелись во мне и творческое, и бизнесменское начала, они слились воедино, и я понял, что на творчестве тоже можно делать деньги, причем большие деньги на серьезном творчестве. Это сумасшедшая тема!
Когда-то я написал буквально три страницы своей будущей киноповести, которая условно называлась «Поцелуи падших ангелов, или Калина красная 30 лет спустя». И один знакомый журналист сказал мне: «Давай напишем о тебе, что ты хочешь создавать кино?..» А я ответил: «Да не вопрос!». Хотя не был знаком тогда с киношниками совершенно. Мои друзья, стронгмэны, познакомили меня в это же время с Володей Турчинским. И пошло-поехало…
…Был такой господин, Томас Эдисон. Так вот, он сначала объявлял, что сделает какое-то изобретение, а потом у него просто не было другого выхода, как это самое изобрести.
Вот я, наверное, из таких же. Когда я написал свою первую вещь, Володя Турчинский позвонил мне и сказал: «Костя, слушай, ты, оказывается, замечательно пишешь!..» Подбодрил меня. И я поехал в Москву для знакомства с продюсерами, с актерами, с известными и суперизвестными людьми кино. По большому счету, Турчинский меня за руку привел в большое настоящее кино.
– Это вылилось в съемки фильма «Поцелуи падших ангелов» с Евгением Сидихиным в главной роли, с музыкой Евгения Маргулиса... Вы считаете этот фильм тем самым блином, который комом, или своей удачей?
– Это, без сомнения, удача! При всех коммерческих составляющих. Фильм уже давно отбил себя с точки зрения коммерции. Сегодня, с высоты опыта, я бы сделал этот фильм совершенно по-другому. Наверное, с другим режиссером. И во многом поменял бы актерский ансамбль. Женькину (Маргулиса – Прим. авт.) музыку оставил бы целиком и полностью. Что же касается всего остального?.. Ну, это мой первый ребенок! Как можно сказать, что он удачный-неудачный? Это мой ребенок, которым я горжусь, который уже живет своей собственной жизнью. У него три фестивальных приза! Есть чем гордиться!..
– А почему же фильм так и не вышел на большой экран?
– А потому что у нас в стране криминала нет…
– Так ведь большие экраны забиты криминалом...
– Объясняю. Экраны забиты криминальными фильмами Голливуда. А российских фильмов криминальных нет, не существует вообще. Кинопрокатчики морщатся от таких фильмов… Как-то я рассказывал одному кинопрокатчику сюжет: полукриминальный тип попадает в психушку, начинает там буйствовать, приводить проституток... И я еще не договорил, а меня уже перебивают: «Это не интересно! Ну кто это будет смотреть?» Я говорю: «Вообще-то, я пересказываю «Пролетая над гнездом кукушки» Милоша Формана – фильм с пятью Оскарами, между прочим…» И кинопрокатчик просто зависает.
Русский кинопрокат забит криминалом, блокбастерами, боевиками, фэнтэзи. Но все оттуда – с Запада. И совершенно не рассматривается такое кино, как «Калина красная» (я ни в коем случае не ставлю себя в один ряд!). Но такое – не рассматривают. А на НТВ, как только увидели нашу картину, сказали: «Супер!!! Мы берем!!!» Канал «Россия» тоже забирает нашу картину. Но это телевидение…
А еще осенью 2008-го мне звонили английские и американские кинопрокатчики, которые отсмотрели премьеру на НТВ, (премьера была 10 июня), и попросили продать оригинальный сценарий. Они хотят сделать римейк моего фильма со звездами Голливуда класса А. Не много не мало!.. Договорились встретиться и поговорить об этом сразу после кризиса.
И это вовсе не потому, что я такой великий, а потому, что они отсматривают все фильмы, которые будут иметь коммерческий успех, понимая, что ни наши, ни азиатские звезды не подходят для того, чтобы фильм был продаваемым. Сценаристы в Голливуде постоянно бастуют, им постоянно денег мало. А нас можно купить за гораздо меньшие деньги... Вот они и заинтересовались моей киноповестью…