Семья Изнасиловал девочку интервью Важно знать всем родителям: как дети становятся жертвами насилия и как помочь, если это уже случилось

Важно знать всем родителям: как дети становятся жертвами насилия и как помочь, если это уже случилось

Интервью с уполномоченным по правам ребенка

Недавно стало известно о нескольких преступлениях против половой неприкосновенности детей | Источник: Полина АвдошинаНедавно стало известно о нескольких преступлениях против половой неприкосновенности детей | Источник: Полина Авдошина
Недавно стало известно о нескольких преступлениях против половой неприкосновенности детей
Источник:
Полина Авдошина

Недавно в регионе стало известно о нескольких преступлениях против детей. И это преступления сексуального характера. В Архангельске изнасиловали девочку, в Онеге разгорелся скандал вокруг взрослого мужчины и подростка, в Красноборске 15-летнего парня подозревают в насилии над мальчиками помладше. Такие новости многим родителям приносят тревогу, поэтому мы поговорили с уполномоченным по правам ребенка при губернаторе Архангельской области Еленой Молчановой. Обсуждали не конкретные случаи, а постарались развенчать популярные мифы по теме и вспомнили то, что важно знать всем, у кого есть дети.

Жертвы всегда из неблагополучных семей?

Источник: Иван Митюшёв / 29.RUИсточник: Иван Митюшёв / 29.RU
Источник:
Иван Митюшёв / 29.RU

— На фоне последних событий можно ли сказать, что случаи сексуального насилия над детьми участились? Или дело в том, что сейчас информация просто распространяется быстрее, больше резонанс?

— Процент таких преступлений в принципе большой. И даже если это один или два случая, это уже трагедия. Сейчас люди действительно чаще узнают о таких преступлениях, потому что они активно обсуждаются. Про это пишут в СМИ, у каждого ведомства есть свои ресурсы в интернете, люди обсуждают это на личных страницах в соцсетях. Эти истории на слуху, мы о них больше знаем, больше говорим.

— Давайте сразу развеем мифы. Некоторые думают, что жертвами сексуальных преступлений становятся только дети из неблагополучных семей.

— Нет, это совершенно не так. Есть много случаев, когда беда приходит в благополучные семьи. Тут нужно пояснить, что любое неблагополучие или благополучие относительны. На первый взгляд, всё может быть хорошо — семья не состоит ни на каких учетах, но мы не можем знать, какие у членов этой семьи мысли, какие боли, какие отношения с родными. Но то, что беда может случиться с любым ребенком из любой, даже из любящей и понимающей семьи, — это 100%.

— Второй миф: жертва может быть сама виновата в том, что случилось, может как-то спровоцировать насильника. На самом деле может ли ребенок быть ответственным за то, что с ним произошло?

— Я не специалист по психологии людей, которые совершают преступления, поэтому мне сложно прокомментировать, может ли что-то их спровоцировать. Но ребенок не может нести ответственность за это. Ребенок — это от 0 до 18 лет. Понятно, что подросток 17 лет и девочка или мальчик 7 лет совершенно по-разному оценивают ситуацию и свои действия. Но зачастую трагедия происходит с абсолютно невинными детьми по независящим от них обстоятельствам.

— Некоторые думают, что если быть «хорошим родителем», любить и правильно воспитывать своего ребенка, то он никогда не станет жертвой сексуального насилия...

— В понятие «любовь» можно вкладывать разные смыслы. Я всегда говорю, что нужно выстраивать доверительные отношения с ребенком, учить его правилам безопасности.

Недавно я читала статью: люди провели эксперимент, подходили к незнакомым детям на улице и предлагали отойти куда-то. И пишут, что большинство детей запросто соглашались пойти с чужими дядями и тетями. Это говорит о том, что с детьми на эту тему серьезно никто не разговаривал. Всё это происходило не у нас, в каком-то южном регионе. Но я всё равно была очень удивлена и обеспокоена. Получается, дети не понимают, что нельзя никуда ходить с незнакомцами.

Пару лет назад в Вологде был случай: девочка уехала в Подмосковье с незнакомым мужчиной. Оказалось, он вел с ней переписку от имени девочки-подростка и написал, мол, приезжай ко мне в гости, сегодня к тебе приедет дядя, он тебя отвезет. И ведь девочка ушла из дома, села к этому дяде в машину и ничего не сказала родителям!

«Правильная забота — это не только объятия и слова о любви. Это еще и научить ребенка жить в современных непростых условиях»

Елена Молчанова, уполномоченный по правам ребенка при губернаторе Архангельской области

Если ребенок знает правила безопасности, тогда он, конечно, более защищен. Но никто не может быть полностью застрахован. Ведь один условный злой дядя может культурно пригласить, как в том случае в Вологде, а другой может поступить совсем иначе…

С ребенком что-то не так, но он не говорит. Почему?

— Если ребенок пострадал от насилия, как это выяснить? Ведь он может прийти домой и не рассказать ничего маме. Мама видит, что что-то не так, а ребенок не говорит.

— Это очень сложно. Было несколько историй, когда ко мне приходили родители, дети которых отказывались идти в школу и никак это не комментировали. Явных следов насилия на теле ребенка нет, просто ребенок перестал общаться, перестал ходить в школу — причем раньше никаких проблем с учебой не было. Никто ничего не может спросить, ребенок не идет на контакт. Если девочка или мальчик знают, что родители могут наказать или как-то осудить, то они будут молчать.

«Доверительные отношения выстраиваются годами. Их нельзя построить одномоментно»

Елена Молчанова, уполномоченный по правам ребенка при губернаторе Архангельской области

Нужно всю жизнь ребенка с ним проживать, разговаривать. Тогда он сам расскажет. Это может произойти не сразу, он может рассказать не всё. Но хотя бы что-то потихонечку получится узнать и уже можно будет привлечь специалиста, чтобы дальше работать с проблемой.

— Как родитель может поддержать своего ребенка, если что-то плохое уже случилось?

— В первую очередь надо принять его со всей этой болью. Не надо осуждать, не надо искать виноватых. Нужно сказать: «Я люблю тебя, несмотря ни на что. Ты мой ребенок, и я сделаю всё, чтобы тебе стало лучше». Ребенок должен чувствовать это каждой клеточкой своего тела.

Когда мы начинаем ругать ребенка, восклицать: «Да я тебе сколько раз говорила не ходить туда!?» — это только усугубляет проблему.

«Только безусловная любовь, забота, принятие и, как правило, еще работа со специалистами»

Елена Молчанова, уполномоченный по правам ребенка при губернаторе Архангельской области

Когда боль отпустит, станет полегче, нужно всё равно обязательно поговорить о вопросах безопасности.

Всё-таки и с точки зрения закона, и с точки зрения здравого смысла, главное воспитание ребенку дает семья. Опять же, мы все разные смыслы вкладываем в слово «семья». Для меня семья — это тихая гавань, место, где меня всегда ждут и примут: есть с кем порадоваться, есть с кем поплакать. Так вот, у ребенка должна быть тихая гавань. В семье он должен чувствовать себя в безопасности.

Но родители тоже не всесильны. Например, я общаюсь с подростками из воспитательной колонии, и далеко не всегда эти ребята росли в неблагополучных семьях. Начинаешь спрашивать: «Отца нет, мама всегда на работе, детей в семье трое». Понятно, что детей надо кормить, мама работает с раннего утра и до позднего вечера. Это жизнь.

Ко мне приходит очень много семей, которые понимают, что у них проблемы, но они не знают, куда им обратиться. У многих нет средств, чтобы ходить к психологу, а записаться к психологу в государственную службу бывает проблематично.

Как и куда обратиться за помощью?

Источник: Иван Митюшёв / 29.RUИсточник: Иван Митюшёв / 29.RU
Источник:
Иван Митюшёв / 29.RU

— Психологическую помощь всё-таки можно получить бесплатно?

— Да, у нас есть хорошие специалисты, и к ним можно попасть на прием бесплатно — например, в региональном центре «Надежда». Но зачастую они не могут быстро реагировать на каждую просьбу. На это просто не хватает ресурсов. Многие родители мне говорят, что записались, а прием будет только через месяц. Еще есть муниципальный центр «Леда» в Архангельске, там тоже очень грамотные специалисты, в Северодвинске сильные психологи в муниципальном центре. В районах с этим сложнее. Обычно там только школьный психолог, и он не всегда может помочь. Но я напоминаю, что есть телефон доверия. Там работают высококвалифицированные специалисты, можно обратиться анонимно, и это тоже совершенно бесплатно.

Телефон доверия с единым общероссийским номером: 8 800 200-01-22.

— После пережитого ребенку нужно вернуться в школу, где наверняка уже пошли какие-то слухи. Что делать в такой ситуации, как подготовиться?

— Это тоже сложно. И классы разные, и дети разные. Как правило, многое зависит от мудрости классного руководителя: от того, как проведена беседа с детьми. Есть разные формы обучения. Возможно, в некоторых случаях есть смысл на время перейти на дистанционное обучение — тут нужно смотреть по ситуации.

Самое главное — поддержка родителей. Они должны установить контакт с администрацией школы, классным руководителем, школьным психологом, если он есть. Родителям нужно убедиться, что ребенок в классе будет в безопасности, — вот как можно подготовиться. Если родитель чувствует, что что-то не так, то можно обратиться в органы управления образованием, есть много разных институтов, в том числе институт уполномоченного по правам ребенка.

— А сам ребенок может обратиться за помощью?

— Конечно. Тот же телефон доверия изначально создавался для подростков. Это уже позже стали работать и с родителями. Бывает такое, что маме и папе не скажешь, и в школе не с кем поговорить. Дети имеют право обратиться к уполномоченному по правам ребенка. Все контакты есть на сайте. Хоть письменно, хоть позвонить. Обычно по обращениям от детей я стараюсь приезжать к ним лично.

— Может ли ребенок обратиться анонимно?

— Может. Хоть и в федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан» сказано, что если личность заявителя нельзя установить, то отвечать необязательно. Но в нашем областном законе «Об уполномоченном по правам ребенка» говорится, что обращения от детей принимаются любые.

— Может, есть еще что-то, о чем важно было бы сказать в нашей беседе? О чем было бы важно знать родителям?

— Меня тревожит, что многие взрослые не хотят, чтобы их дети общались с психологами. Об этом говорят исследования. Я и сама часто встречала такие случаи в наших школах. Чтобы проводить любые психологические тесты с детьми, школе нужно получить разрешение родителей. И я лично видела отказы.

Родители руководствуются поговоркой «Сор из избы не выносят». Но это неправильно. Поступая так, взрослые руководствуются явно какими-то своими интересами, а не интересами ребенка. Ведь ничего плохого в психологическом тестировании нет. Если у ребенка выявят какие-то проблемы — хорошо, что мы вовремя о них узнаем. И главное, что дети-то готовы обращаться к психологам, но они часто не знают как или не имеют возможности это сделать. А родители знают, куда можно обратиться, но не хотят. Эта тенденция есть, и она очень беспокоит.

Обо всём важном и интересном мы рассказываем на наших площадках в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в канале в Telegram.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления