В последнее время мы регулярно пишем о драках в школах или разборках между подростками. В Онеге воспитанники детского дома избили школьника и сняли процесс на камеру. В школе Архангельска ученики, издеваясь над парнем, написали на лбу матерное слово. Подростки подрались недалеко от ночного клуба в центре города. А последний случай произошел в Соломбале — там семиклассник напал на первоклашку и выбил ему зуб.
Подобные новости вызывают негодование: неужели подобные случаи будут продолжаться бесконечно? И это в век, когда многие осуждают насилие, буллинг и различную дискриминацию! О том, почему так происходит и как мы можем изменить общество, 29.RU рассказала психолог из Архангельска Ольга Яреньгина.
К сожалению, в настоящее время темы насилия и буллинга всё еще продолжают подниматься. Многие говорят о проблемах в близких отношениях, насилии старших по отношению к младшим, сильных по отношению к слабым. Тема обсуждается в информационном поле, но тем не менее недостает концептуальной и глубинной работы на всех уровнях.
«Пока что принцип "кто сильнее, тот и прав" всё еще живет в наших головах»
Редко родители уделяют внимание тому, чтобы научить своего ребенка самоутверждаться не за счет младших и более слабых. А это важно, особенно в подростковом возрасте. На это влияют даже фразы «будут яйца курицу учить» или «я здесь родитель, я здесь зарабатываю, поэтому я решаю». По таким директивным фразам дети тоже могут считывать принцип «кто сильнее, тот и прав», или «у кого больше власти, тот и прав». Ребенок понимает это так, что сильный решает судьбу более уязвимого.
В подростковом возрасте проявляются желания и потребности самоутвердиться, занять свое место под солнцем. Это то, о чем Раскольников говорил: «Тварь я дрожащая или право имею?» Но к сожалению, некоторые дети и подростки находят объект для своего самоутверждения среди младших товарищей.
Поэтому очень важно говорить на эту тему, поднимать ее и обсуждать. Принципы взаимодействия и основы коммуникации в первую очередь идут из родительской семьи. Ребенок смотрит, как мы выстраиваем общение с другими людьми и для чего мы это делаем: для того чтобы самоутвердиться или для того чтобы ликвидировать потребность в общении и получить какие-то возможности для развития.
Большая часть наших мозговых структур унаследована от очень древних животных. Поэтому кора больших полушарий не всегда может контролировать те базовые инстинкты, которые у нас есть. Часто мы действуем на их основе: например, гнев и агрессия — это эмоции, с которыми мы рождаемся. Они обладают очень большой энергией, в которой мы нуждаемся в том числе. Только вот она рано или поздно может разрушить то, что есть в окружающих, и то, что есть в нас. А умение получать радость от жизни, радоваться мелочам — этому почти не уделяется внимания. В этом и кроется задача воспитания.
К сожалению, когда ребенок начинает посещать другие социальные институты (детский сад, школу), там тоже старшие наставники не всегда уделяют внимание этим вопросам. Я часто сталкивалась с этим на практике, когда происходит конфликт, спорная ситуация между сверстниками либо детьми разного возраста.
«Когда кто-то говорит: "Меня обидели", зачастую педагоги реагируют на это: "Разберитесь сами. Надо учиться самим договариваться"»
За этой фразой вроде бы стоит верный посыл: действительно нужно учиться договариваться. Но ребенок учится на примере. И задача взрослых, особенно тех, кто имеет профильное образование, — показать им те инструменты, при помощи которых можно договориться. Как можно разрешать конфликты по-другому, не прибегая к насилию и запугиванию.
Я искренне верю, что чем больше мы об этом говорим, тем будет лучше — рано или поздно ситуация будет меняться. Да, случаи нападения, буллинга какое-то время будут присутствовать в нашей жизни. Но ситуация изменится, если мы, взрослые, задумаемся о том, как научить подрастающее поколение взаимодействию на основе ненасилия и более конструктивным способом искать способ выхода этой энергии и получения своего статуса и успеха. То есть быть самодостаточными и зрелыми личностями. Ну и, опять же, наша задача — создать у подрастающего поколения потребность в саморазвитии. Чтобы когда они покидали родительские семьи, продолжали работать над собой и совершенствовать себя в рамках экологичного общения с окружающими.
А когда в нашем взрослом мире мы транслируем детям: «Дай сдачи, чтобы защитить себя» (то есть прибегнуть к насилию) — это не самый лучший вариант. Сила не всегда скрывается в кулаках, сильный — тот, кто сильнее себя. Поэтому очень важно говорить о том, что человека нельзя унижать и обижать в принципе, потому что это человек — вне зависимости от возраста, пола, расовой принадлежности и всех остальных составляющих.
В первую очередь нам самим нужно отказываться от насилия: не повышать голос на своих близких, на коллег, когда мы считаем, что чем больше мы децибел придаем нашему голосу, тем убедительнее становятся наши аргументы. Не злоупотреблять властью в отношении детей, близких. Как можно меньше манипуляций с нашей стороны — и тогда общество будет становиться здоровее и здоровее. А каждое следующее поколение будет больше следовать принципам ненасилия.
Согласны с автором?
Обо всём важном и интересном мы рассказываем на наших площадках в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в нашем сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в нашем канале в Telegram.