Наш сегодняшний собеседник знает о почте все, ведь он не первый человек в семье, который трудится в почтовой сфере. Николай Фролов уверен, что отношение людей к «Почте России» не объективно. В начале разговора он отметил: «Развитые страны мерились почтой. «Почта России» заняла в Евросоюзе достойное место. Мы не самые худшие».
– Но при этом «Почта России» получила премию «Антибренд года-2011» на Ежегодной Национальной Премии, присуждаемой за анти-достижения на потребительском рынке России. Как так?
– Антибрендом стала ЕМС, а по инновационному развитию, например в 2010 году, наш генеральный директор был отмечен за модернизацию сети, на которую ежегодно тратится порядка 150 миллионов. Раньше, скажем, до 2004 года, такие деньги не выделялись.
– Раньше, это до объединения всех почтовых управлений в единую сеть?
– Да. Конечно, это объединение повлекло за собой определенную обремененность. Раньше вектор был направлен на социальную составляющую. Она есть и сейчас. Но при этом федеральный оператор старается дать больше средств на инвестиционные расходы. В область по линии «Почты России» приходят приличные суммы. Это, конечно, не сравнить с каким-нибудь «Севмашем», например, но свой камушек в общую горку мы вносим.
– Что изменилось в почтовой сфере за последние несколько лет?
– Например, до 2006 года не существовало проекта реконструкции. Мы не делали красивые, шикарные помещения. Мы гордимся, что в этом году в Архангельске будет реконструировано шесть отделений, на которые выделена колоссальная сумма. Хотя шесть отделений – это очень мало. На докладе в правительстве области я поднимал эту тему, говорил о том, что на прошлый год было запланировано отремонтировать четыре отделения. Если делать четыре отделения в год, то понадобится 150 лет, чтобы отремонтировать все наши объекты.
– За счет каких средств ремонтируете объекты?
– За счет своих, в этом вся «фишка». Никто не дает ни копейки, хотя некоторые делают вид, что как-то помогают нам. Так, в предвыборную пору в одной из газет появилась информация, что на ремонт почтовых объектов из городского бюджета было выделено 27 миллионов, в перечень вошло 15 адресов. Это профанация чистой воды, потому что «Почта России» нашего региона не получила ни копейки. При этом есть опыт других регионов. В Нижнем Новгороде за счет регионального бюджета будет отремонтировано 84 отделения.
– Насколько я знаю, архангельское отделение «Почты России» испытывает определенные трудности с арендой помещений у муниципалитета. Какие именно?
– На Соловках, например, у нас арендованное помещение, где нет воды и санузла. Но мы радуемся, что хоть это выделили. На Соловецких островах бывает много туристов, в том числе иностранных, а они любят почту. Иностранцы знают, что это государственное учреждение, значит здесь нет жульничества и каких-то диких наценок. Еще критическая ситуация по Соломбале, эти два отделения – наша боль. Мы постоянно следим за тем, какие помещения, принадлежащие городу, освобождаются. Как только появляется что-то хорошее, сразу же отправляем письмо в мэрию и просим предоставить нам новые «хоромы». Но всегда получаем отказ. Хорошо, что нас сейчас хоть не выгоняют, как это было еще пару лет назад.
– Как я понимаю, «Почта России» нуждается в помощи со стороны властей, чтобы перестать быть в глазах людей антибрендом?
– Антибренд не совсем в глазах людей, ну да ладно. Рассказываю про необходимую помощь. Год назад заседал комитет Совета Федераций по делам Севера и малочисленных народов. Сенаторы проанализировали ситуацию на Севере и написали целый ряд рекомендаций по поддержке почты на региональном и федеральном уровне. На региональном, во-первых, можно использовать готовую инфраструктуру «Почты России». У нас есть проект оказания госуслуг в электронном виде. По области есть больше 200 отделений, где стоят два оборудованных персональных компьютера с выходом в Сеть, с помощью которых можно осуществлять эту оплату. Но власть идет другим путем. Сама закупает новое оборудование, обучает людей. В общем невольно создает альтернативу почте. Второй путь возможной поддержки – помощь нам в нашем, если можно так выразиться, коммерческом направлении. Подписка, например – это наша услуга. Но то же САФУ оформляет ее у альтернативной структуры из Екатеринбурга. Нам было бы выгодно привезти подписку в САФУ за 2 млн 300 тысяч за полгода, другое дело – за копейки возить подписку в каждый труднодоступный населенный пункт.
– Многие из тех, кто пользуется услугами «Почты России» жалуются на нарушение контрольных сроков доставки корреспонденции. В чем причина этой проблемы?
– В глобальном смысле в отсутствии средств на модернизацию системы, в том числе в ручной сортировке. Контрольные сроки – это некий обременитель, который устанавливается правительством РФ. Но я не могу сказать, что с этим есть какие-то проблемы, в большинстве случаев все всегда приходит в срок. А то, что не приходит, часто задерживается из-за того, что неразборчиво или неверно написан адрес. За этим надо следить.
– Сегодня люди активно пользуются услугами иностранных Интернет-магазинов, однако зарубежные продавцы все менее охотно сотрудничают с Россией из-за низкого качества почтовых услуг: посылки теряются, портятся, а иногда и вовсе их содержимое куда-то пропадает. Кто несет ответственность за это?
– Я сам периодически вижу всякие ужасы в Интернете, где какие-то дураки разбивают на почте кувалдой посылки. Не знаю, где это снимают. Страна у нас большая, люди везде разные. Если и правда есть нарушители, то в их отношении сразу принимаются меры. Если в системе есть вор, то об этом очень скоро станет известно. Что касается ответственности – то тут тонкая грань. Если вы получили посылку, поставили свою подпись – это значит, что вы согласились с ее целостностью и сохранностью. Проверять все надо в почтовом отделении. Если случилась неприятность – сразу же пишите заявление, мы по каждому случаю работаем индивидуально. Кстати, я сам лично неделю проработал на месте выдачи международных отправлений в Ярославле, и за это время ни одного негативного случая не было. Врать мне смысла нет, по моим наблюдениям, и по словам людей могу сказать, что не воруют у нас. Смысла нет, себе дороже.
– Получается, приходит все вовремя в целости и сохранности, а люди все равно чем-то недовольны?
– Это определенный стереотип. Еще раз повторюсь, что все проблемы мы решаем, никакие обращения не остаются без внимания.
– Зачастую люди просто не обращаются, мол смысла нет, если потери небольшие, связываться с почтой...
– Возможно. Но всегда надо в обязательном порядке обращаться к нам, если что-то не так. Будет одно обращение, второе, третье – и проблемный участок выявим, виноватых накажем. Сами понимаете, есть два варианта. Можно ходить и обвинять почту во всех смертных грехах, но от этого ничего не изменится. А можно действовать.
– Действовать это хорошо, но сразу сознание рисует очереди на почте, бумажную волокиту, трату времени. Можно ли этого избежать, если надо пожаловаться на проблему?
– Если произошла мелкая неприятность, то у нас есть сайт, где в режиме он-лайн вы можете рассказать о случившемся, мы всегда поможем. Если приключилось что-то более серьезное, то нужно письменное заявление. Написать его можно в почтовом отделении, вам подскажут как быть. И еще раз хочу отметить, что открывать посылки лучше в отделении или при курьере, чтобы сразу заметить повреждение содержимого.
– А если человек открыл посылку дома?
– То тут, к сожалению, мы ничем не можем помочь. Тут ответственность несет клиент, потому что мы не можем гарантировать, что человек не сам повредил свою посылку.
– Что на сегодняшний день вы можете назвать одной из самых больших бед «Почты России»?
– Самая дорогая последняя миля, наше наказание. Суть в том, что в России работает много разных почтовых фирм, но в самые далекие и недоступные уголки страны едет только «Почта России». Все остальные работают только там, где выгодно. Мы же предоставляем универсальные услуги по единому тарифу везде, поэтому в некоторых случаях бывает тяжело конкурировать с небольшими фирмами, как в случае с САФУ. Вот в Китае, например, государство поддерживает свою почту, они не пускают на свой рынок ни одного поставщика. Таким образом в поднебесной обеспечили определенный уровень доходов федеральному китайскому почтовому оператору.
Фото: Фото с сайта УФПС Архангельской области