Город С чего начинался Архангельск?

С чего начинался Архангельск?

На сайте 29.ru стартует интересный краеведческий проект «Тайны архангельских улиц». На протяжении нескольких недель мы будем рассказывать нашим читателям о выдающихся памятниках архитектуры столицы Поморья. Но это еще далеко не все. Сами читатели смогут принять участие в проекте.

Начиная с сегодняшнего дня, два раза в неделю на сайте 29.ru будут публиковаться загадки. В завуалированной форме расскажем историю, которая легла в основу названия улицы. Посетителям сайта предоставляется возможность отгадать, о какой улице столицы Поморья идет речь. Первый приславший правильный ответ – становится победителем. Участник, приславший максимальное количество правильных ответов на вопросы викторины, и победит. Будет учитываться и оригинальность присланных ответов.

В первом материале поведаем о том, с чего начинался Архангельск. Первое, а может, и единственное, что радует в столице Поморья, – это Северная Двина, на берегах которой и был основан город. Эта река в Архангельске всюду, от нее начинаются большинство улиц и проспектов города; в принципе, можно сказать, что река и есть самая красивая улица города. В Северной Двине последовательно отражались и девственные леса, и деревянные шатровые церкви, и каменные гостиные дворы, и непередаваемо живописный силуэт Архангельска начала 20 века. Вдоль реки, на набережной, сосредоточены основные и наиболее ценные памятники Архангельска.

Здесь на мысу Пур-Наволок в 1583 году по воле царя Ивана Грозного был заложен новый город возле посада Михайло-Архангельского монастыря. Время не пощадило постройки древней обители, давшей имя новому городу. Изначально это была мощная дерево-земляная крепость, имевшая две линии обороны. Все жилые, хозяйственные, торговые, административные постройки находились внутри стен города. Главным сооружением нового города стали торговые ряды – лавки и склады. Но не солидно было встречать гостей в таком порту, причем единственном на то время в государстве Московском. И вот почти через 100 лет царь Алексей Михайлович, отец Петра I, распорядился возвести в дельте Северной Двины сооружение большой государственной важности. По замыслу оно должно было продемонстрировать иностранным купцам крепнущую мощь Российского государства и его претензии на участие в международной торговле. Таким сооружением должны были стать так называемые Гостиные дворы.

Строительство Гостиных дворов началось в 1668 году и продолжалось 16 лет. Возводили их по чертежам, присылавшимся из Москвы. Руководили строительством иноземцы-градодельцы Петр Марселис, Вилим Шарф, Матиас Анцын и наш, русский, Алексей Марков, который и завершил строительство спустя 16 лет после его начала. Об этом подробно написано на сайте Allross.ru.

Именно по замыслу Дмитрия Старцева в центре трехчастной композиции, между двух замкнутых пространств Русского и Немецкого гостиных дворов, встала крепость с двумя проездными башнями – главный оборонительный узел сооружения. Гостиные дворы также были укреплены башнями на внешних углах. Тем самым отпала необходимость строительства отдельно стоящей крепости, и был создан единый комплекс, рассчитанный и на торговлю, и на оборону. Это был смелый новаторский прием, по широте архитектурного замысла не уступавший многим современным ему западноевропейским ансамблям.

Вдоль берега на 400 метров вытянулось романтичное, если судить по старинным изображениям, огромное здание. Кирпичные стены делали его похожим на развитый по горизонтали приземистый замок. Но и в таком виде в краю деревянной культуры он, должно быть, казался неприступным.

Наиболее торжественно и парадно был оформлен главный фасад сооружения, обращенный к реке. В центре высокой крепостной стены с рядами бойниц возвышалась массивная Орловская башня, увенчанная шатром со смотрильней. В сумерки и туман, когда на ней зажигали фонари, она служила маяком. Под высокими сводами ее проездной арки проезжал Петр I, здесь встречали именитых гостей. С двух сторон к крепостной стене примыкали протяженные двухэтажные корпуса Русского и Немецкого гостиных дворов, украшенные фигурными наличниками окон, увенчанные высокими тесовыми кровлями. На углах возвышались крепостные башни. В конце XVIII–XIX веков полностью сломали Немецкий двор, предназначавшийся для размещения иностранцев, а также три стороны Русского двора и крепости, а их речные фасады коренным образом переделали. Появилось здание биржи. Только северная башня, возведенная в конце XVIII века «по образцу» первоначальных, дает какое-то представление об их архитектурном облике.

И все же осталась характерная для древнего здания его первозданная мощь, значительность образа. К сожалению, сохранившиеся изображения рисуют нам облик древнего фасада памятника лишь в самых общих чертах. По четырем углам красовались башни, и еще две – по середине набережной и противоположной ей стен. Набережную, главную башню, венчал герб России – двуглавый орел, отчего она и называлась Орловской. План Гостиных дворов представлял собой неправильный параллелограмм. Неправильность его обуславливалась не проектом, а поворотом реки в этом месте.

Внутри Гостиные дворы делились двумя поперечными стенами на три больших замкнутых двора. К улице Воскресенской примыкал Русский гостиный двор, далее следовал Каменный город, крепость по сути, а за ней – Немецкий гостиный двор, выступавший своей угловой башней на проезжую часть теперешней улицы Свободы. Деление единого сооружения на три зоны среди прочего было обусловлено тем, что в 17 веке иностранцам, будь то немцы, голландцы или англичане, жить в русских городах разрешалось только в специально отведенных местах – немецких слободах. Делалось это исключительно по религиозным мотивам.

Внутренние замкнутые дворы представляли собой торговые площади под открытым небом, оформленные по периметру приземистыми двухэтажными фасадами. В эпоху Средневековья было принято, что купцы сами сопровождали свои товары и сами их реализовывали. Поэтому за непомерно толстыми стенами первого этажа располагались склады, а поверху вдоль всего здания тянулась открытая аркада – галерея, на которую выходили двери купеческих палат, своеобразных гостиничных номеров. Средний двор-крепость был более замкнутый и по своему срединному месту в сооружении, и потому, что аркады были только на двух дворовых фасадах – набережном и противоположном. С Немецким и Русским гостиными дворами крепость сообщалась через арочные проемы двух поперечных объемов сооружения, и торг зачастую происходил в крепости.

Но волей Петра Первого вскоре был заложен новый порт на отвоеванных балтийский землях. И бурная торговля постепенно перешла из Архангельска в Санкт-Петербург. Архангельские гостиные дворы пустели и ветшали, и только в 1787 году по распоряжению Екатерины II часть их, а именно – Русские гостиные дворы, – была возвращена к жизни, но уже в качестве Таможенного замка.

Маленькие средневековые окна на втором этаже наружных фасадов увеличили и сделали полукруглыми, по оси симметрии фасада, обращенного на набережную, пристроили залу, и симметрично ей в дополнение к существовавшей тогда еще на углу Воскресенской улицы башне (ныне не существующей) была возведена еще одна, которую мы можем видеть и сегодня. Немецкий же гостиный двор был предан забвению и постепенно, к концу 19 века, превратился в городскую каменоломню. В 30-х годах 20-го столетия были разобраны две стороны Русского гостиного двора, выходившие наружными фасадами на Троицкий проспект и улицу Воскресенскую. В результате от некогда грандиозного сооружения на сегодня осталось в первозданном виде «совсем ничего» – только дворовый фасад набережной части Русских гостиных дворов. Но только ради этого «дворика» уже можно посетить Архангельск. Сейчас здания активно реставрируются, им возвращается исторический вид.

Фото: Фото с сайта Сommons.wikimedia.org

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
4
ТОП 5
Мнение
«Тариф с попутчиком очень недоработан»: водитель такси откровенно рассказал о том, что его бесит в работе
Михаил Швалёв
Самозанятый, водитель-партнёр «Яндекс Такси»
Мнение
Работа в −50, алкоголь и тоска по дому: нефтяник — о том, как празднуют Новый год на вахте
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Зовите командира, я научу его летать». Бортпроводник — о самых неприятных пассажирах
Кирилл Фрош
Мнение
«Понимаем, что дорого, но почему?». Риелтор — о ценах на жилье в Архангельске и переезде в другие регионы
Алексей Степанов
Эксперт по недвижимости
Мнение
«Копай и собирай мешки бесконечно»: неравнодушная россиянка поехала волонтером в Анапу и показала масштабы трагедии без прикрас
Дарья
Рекомендуем
Объявления