Город Троллейбусная ностальгия

Троллейбусная ностальгия

Помнится, не столь давно в нашей рубрике мы помянули добрым словом почивший в Бозе (а точнее – целенаправленно угробленный) архангельский трамвай. Теперь же хочется воздать последние почести его младшему собрату – троллейбусу, который три десятилетия исправно колесил по улицам столицы Поморья и исправно перевозил пассажиров из одного конца города в другой.

Как известно, троллейбус в нашей стране появился чуть ли не на полвека позже своего рельсового «родича». Однако ж за предельно короткие сроки он сумел составить последнему должную конкуренцию и выйти на второе место по объемам перевозок после автобуса. Первоначально «рогатый» электротранспорт был привилегией ведущих городов СССР – Москвы, Киева, Ростова-на-Дону, Ленинграда. Но в послевоенные десятилетия троллейбусное движение начало шириться повсеместно. В середине 70-х годов прошлого века оно пришло и в Архангельск. Буквально за какие-то десять лет контактная сеть связала между собой важнейшие районы областного центра – как центральные, так и окраинные. И это был не предел – существовали проекты дальнейшего расширения системы троллейбусного сообщения. Но их воплощению в жизнь помешал развал советской экономической системы.

Константин Таганов. Родился в г. Горьком. Окончил факультет филологии и журналистики Поморского госуниверситета. К «литературе на скорую руку» пристрастился еще в школьные годы, начав печататься в «Правде Севера» и других периодических изданиях. Постепенно из газетчика переквалифицировался в «интернетчика», поскольку счел данное направление более точно отвечающим духу времени. В разное время работал пресс-секретарем Архангельского ЦНТИ, специалистом-аналитиком мониторингового отдела, корреспондентом и редактором ИА «Двина-Информ». Сейчас редактор службы новостей сайта 29.ru.

Когда заходит разговор о троллейбусах, в памяти сразу же всплывает мое не столь давнее детство. Думаю, еще многие не забыли желто-оранжевые автобусные «буханки» марки ЛиАЗ-677, на коих ездила добрая часть населения Страны Советов. Нет нужды расписывать, сколь малоприятным было нахождения внутри этой железной коробки, зачастую забитой до отказа. Бензиновое зловоние, насыщавшее с избытком салон, делало путешествие настоящим мучением. А меня, маленького ребенка, оно просто выворачивало наизнанку – как в прямом, так и переносном смыслах. Так что один вид такого автобуса вызывал у меня рвотный рефлекс.

Иное дело – троллейбусы и трамваи. На фоне всего вышесказанного они казались мне просто отдушиной в бурном транспортном потоке. Особенно выигрышно смотрелся троллейбус – светлый, просторный, идущий как по маслу, внутри него всегда царил неповторимый комфорт и уют. Во время езды на нем никогда не укачивало и не появлялось тошнотворное чувство дикого дискомфорта. По крайней мере мне так казалось и продолжает казаться.

И, наверное, не мне одному. Ведь не случайно троллейбус столь многократно упоминается в различных песнях и рассказах – не менее часто, чем трамвай, и уж куда более часто, чем автобус. Для примера достаточно вспомнить незабвенные строки Булата Окуджавы. Хотя троллейбусы были не только синих, но и самых что ни на есть других цветовых гамм, а также переливающиеся заманчивой рекламной раскраской.

Верой и правдой служил троллейбус архангелогородцам тридцать лет и два года, а потом по чьей-то злой воле ушел в небытие. Точнее, не совсем в небытие – в декабре 2007-го на некоторое время был восстановлен один-единственный маршрут – от Петровского парка до Кузнечевского моста. Словно предчувствуя недолговечность этого ренессанса, я старался как можно чаще наслаждаться троллейбусным катанием, чтобы сохранить в памяти эти неповторимые моменты. Но вот настал апрель 2008 года – точка окончательного невозврата.

Помнится, Александр Донской, много лет назад идя на мэрские выборы, вовсю клеймил позором действующего на тот момент градоначальника Олега Нилова. В частности, без устали обвинял его в безжалостном убиении трамвая. Что интересно – последующий крах троллейбусного движения пришелся именно на период правления Донского. В результате транспортная система города оказалась в полуразрушенном состоянии. А многочисленные обещания по поводу скорого воскрешения нерельсового электротранспорта так и остались на словах и бумаге. Вот и имеем сейчас на наших улицах огромное количество периодически попадающих в аварии мелких и шустрых пазиков. Порой даже не хочется в них залезать – ловишь себя на мысли лишний раз прогуляться.

В моем родном Нижнем Новгороде тоже наблюдается умопомрачающий переизбыток этих самых «карликов» производства Павловского автозавода. Как, впрочем, и «газелей». В историческом центре путешествие на подобных средствах превращается в аттракцион для экстремалов. Стремясь срубить побольше бабла, водилы пытаются любой ценой обогнать друг друга и первыми подоспеть к переполненной остановке. На узеньких улочках старой части города такие «чудеса на виражах» могут вызвать у неподготовленного пассажира как минимум нервный тик вкупе с заиканием. Но наряду со всем этим в крупнейшем волжском мегаполисе функционирует и нормальный общественный транспорт – муниципальные автобусы, трамваи, метро и, конечно же, троллейбусы. Ими пользуется огромнейшая масса народа. И как же здорово, что есть на российских просторах такие места, где троллейбусная сеть продолжает существовать, успешно функционировать и даже развиваться.

А я, глядя из троллейбусного или трамвайного окна на проплывающий мимо Нижний, всегда с тоской вспоминаю трагическую судьбу архангельского горэлектротранспорта…

Фото: Фото с сайта Feo.ua
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления