Общественная палата Архангельской области провела обсуждение идеи введения в регионе социальных нормативов потребления электроэнергии. Давно власть, общество и бизнес не высказывали такого единодушия. Все участники дискуссии призвали федеральные органы власти отложить проведение данного эксперимента.
Социальные нормативы должны были быть введены по всей России с 1 июля 2014 года. Однако 30 января на совещании под председательством премьер-министра РФ Дмитрия Медведева было принято решение о продлении «переходного периода» введения социальных норм до 1 июля 2016 года. До этой даты регионы должны определиться, будут ли они участвовать в данном эксперименте.
Разработчики реформы приводили несколько доводов в пользу эксперимента.
Первое. В настоящее время население платит за электрическую энергию в два раза меньше, чем прочие потребители. При этом все затраты от такого перекоса ложатся на промышленность. Например, в Архангельской области объем «перекрестки» составляет почти два миллиарда рублей. Промышленность региона переживает не лучшие времена, и даже небольшое снижение платы за электроэнергию для нее было бы как нельзя кстати.
Управляющий директор ОАО «Архангельская сбытовая компания» Николай Кривцунов напомнил, что в советское время население платило за электроэнергию в четыре раза больше, чем промышленные предприятия. Сейчас, по его мнению, экономически обоснованный тариф для населения должен составлять около семи рублей за один киловатт-час, а для промышленности примерно в два раза меньше.
Во-вторых, сейчас льготный тариф на электроэнергию действует не только для социально не защищенных групп граждан, а для всех подряд. То есть и ветераны, и инвалиды, и владельцы огромных загородных резиденций получают одинаковую скидку. Уже много лет говорится о том, что все льготы должны быть адресными. Введение нового «электрического налога для богатых» позволит частично реализовать эту идею.
В-третьих, эксперимент укладывается в логику энергосбережения и повышения энергоэффективности.
В то же время у идеи введения социальных нормативов есть и огромное количество минусов. До сих пор нет федеральной методики расчета тарифов при введении социальной нормы. Каждый пилотный регион поступал по-своему. Их опыт до сих пор не обобщен. Какой метод лучше, никто не знает.
Плюс эксперимент совершенно не учитывает региональные особенности. Поморье – северный регион, и электроэнергии здесь тратится больше, чем на юге по вполне объективным причинам. Кстати, когда Архангельская область просила исключить регион из числа пилотных проектов, она объясняла свою позицию, в том числе и географическими причинами. Среди тех регионов, где уже действуют социальные нормативы, в основном южные регионы и регионы средней полосы, поэтому их опыт для нашего края не подходит.
Если обратиться к опыту северных стран, то в Швеции в зависимости от региона социальный норматив составляет 120–150 киловатт-часов в месяц. В Канаде тариф для населения возрастает, если домохозяйство потребляет в месяц больше 1000 киловатт-часов независимо от количества проживающих.
Поэтому, если норматив и вводить на севере, то он должен быть больше, чем в среднем по стране. Это должен быть не куцый энергопаек, а честный налог для богатых, о котором так много говорится.
Резко выступили против внедрения соцнормативов и энергетики. Их позиция понятна. При введении социальных норм базовый льготный тариф на электроэнергию для населения будет снижен, они соберут меньше средств с экономных, а вот смогут ли они компенсировать все это за счет транжир электроэнергии, непонятно. Вполне вероятно, что резко возрастет воровство электричества. Кроме того, Николай Кривцунов признался, что у компании есть проблемы с установкой новых приборов учета в квартирах граждан. До сих заменена лишь половина всех счетчиков электроэнергии.
В итоге общественники приняли решение рекомендовать отложить внедрение эксперимента до лучших времен, сообщает региональное агентство по тарифам и ценам.
Фото: Фото с сайта М.knews.kg