В апреле город пытались избавить от крыс, ведь грызунов в столице Поморья развелось несметное количество. Некоторые специалисты предполагают даже, что популяция крыс может быть равна населению Архангельска, а то и превышать его. «Крысиную» проблему пытались решить в мэрии областного центра с помощью одновременной дератизации жилфонда. Однако, как показала практика, она не помогла.
Численность грызунов в городе превышает приемлемые показатели. Крысы причиняют вред, поедая, загрязняя, портя продукцию, материалы, конструкции и приборы. Грызуны чувствуют себя настолько вольготно, что спокойно днем разгуливают рядом с мусорными контейнерами, детскими площадками и школами.
Серая крыса и мышь, которые чаще всего встречаются в Архангельске, могут заразить человека чумой, псевдотуберкулезом и целым букетом желудочно-кишечных инфекций. При этом грызуны обладают большой выносливостью: могут прыгать до полуметра в высоту и прогрызать норы до 1,5 метров даже в бетонных перекрытиях, живут по три-четыре года, каждые три месяца принося до 17 детенышей.
По информации на сайте мэрии Архангельска, травля грызунов должна была проводиться, начиная с Экономии и Цигломени и оканчивая поселком Силикатчиков. В график были включены все островные территории и все здания Архангельска. Обработка велась поквартально, включая учреждения социальной сферы.
Однако, жители города утверждают, что крысы до сих пор обитают в их домах и дворах.
«Куда ушли выделенные деньги? По всему городу..... как бы не так! Взять хотя бы улицу Урицкого, близ кафе «Маэстро» – крысы размером с хорошо упитанного кота. Не знаю, может и травили где-то около мэрии, но там другие крысы обосновались», – поделился впечатлениями один из читателей нашего сайта.
Его поддерживают и другие пользователи:
«Тимме, 19, корпус четыре – крыс море. Залезают под капот авто, таскают отходы туда, перегрызают провода. В общем, жуть».
«Ленинградский, 23, крысы ходят пешком по всему двору. Никакой дератизацией и не пахло, зато кошек и собак бездомных не стало. Улавливается взаимосвязь? Скоро в квартиры заходить будут, тем более, что мусор жильцам дальше площадки у мусоропровода, видимо, лень вынести».
«Почему существует такая проблема – основная доля работ по дератизации проводится именно в жилфонде. У каждой УК или ТСЖ в структуре тарифа на содержание и текущий ремонт одна из расходных статей – затраты на дератизацию. Сумма у каждой организации варьируется, но в общем получается, что каждый жилец платит примерно пять рублей в месяц на убийство крыс. Каждая УК работает по своему графику. А это значит, что когда в одном доме травят крыс – они бегут в другой и наоборот. Поэтому, выход из этой ситуации только один – сплошная дератизация. Однако, как показала практика, она не очень эффективно сработала. Возможно причиной стало качество выполненных работ», – рассказал депутат Архангельской городской думы Александр Гревцов.
По словам Александра Викторовича, проблему крыс, возможно, решит вторая волна сплошной дератизации, которая запланирована на октябрь этого года. А пока что архангелогородцам придется соседствовать с крысами и дальше.
Кстати, для сравнения, в Северодвинске крыс намного меньше. Там так же проводят дератизацию, и так же не всегда успешно. Однако, некоторые жители города корабелов считают, что бороться с крысами можно и по-другому.
«Дератизация жилых помещений в Северодвинске происходит таким образом: жилищная компания заключает договор с организацией, занимающийся травлей крыс. Таких у нас в области всего несколько. По идее, эта организация с какой-то периодичностью должна проводить дератизацию. Но лично я ни разу не видела, чтобы в моем доме по улице Мира (остров Ягры) проводились подобные мероприятия. Но и крыс я тоже не вижу. Считаю, что проблема «окрысения» гораздо глубже. Вредителям нужно что-то есть, поэтому они поселяются только там, где не убирают мусор, засорен мусоропровод, валяются остатки пищи и так далее. Кто соблюдает чистоту, тот живет без паразитов, тому не нужна никакая дератизация», – рассказала жительница Северодвинска Яна Рубина.
Фото: фото с сайта Vsiaco.org.ua, видео и монтаж Александра Чалкова