Тело умершего человека нуждается в последнем приюте. У русского народа на протяжении многих веков таким «приютом» являлась вырытая в земле яма с возвышающимся над ней крестом или еще каким-нибудь поминальным изваянием. Однако после Октябрьской революции пришедшие к власти большевики обратили свой широкий взор на метод погребения западного образца – кремацию, известную еще со времен Древней Греции.
На сегодняшний день в России функционирует 17 крематориев в 14 городах. Но на «полную мощность» погребальные печи работают лишь в Москве, Санкт-Петербурге и Норильске – там сжигают до 70 процентов всех преставившихся. В первых двух случаях выбор кремации объясняется страшным дефицитом кладбищенской земли и жуткой дороговизной общепринятого способа захоронения, в последнем – особенностью климатических условий.
В последнее время такое явление как нехватка пространства для погостов докатилась и до Архангельска. По этой причине остро встал вопрос о возведении в столице Поморья предприятия, способного обращать бездыханные трупы в прах, но дальше слов дело не заходило. В итоге процесс активизировался лишь нынешней весной – начались определенные подвижки со строительством крематория в Рикасихе. Остается ждать, чем все закончится. Но хотелось бы, конечно же, увидеть положительный результат. Ведь появление указанного сооружения смогло бы покончить с пресловутой «нехваткой мест» на городских некрополях.
Да и в финансовом плане кремация – наиболее предпочтительный метод. В нынешних реалиях, когда цены со свистом скачут ввысь, а уровень жизни оставляет желать лучшего, похоронный эконом-вариант способен избавить многие архангельские семьи от ощутимых растрат. Ибо не надо раскошеливаться могилу и могильщиков, памятник и ограду, а также прочие атрибуты посмертного пристанища. Оплачиваешь только деревянный «макинтош» и крохотную ячейку в колумбарии. Сегодня и детсадовцу понятно, что проводы в мир иной давно превратились в бизнес с огромным денежным оборотом. Цинично, но факт. Кстати, ячейку можно тоже исключить – за родственниками покойного остается право использовать пепел по собственному усмотрению. Например, развеять его где-нибудь в живописном месте, ежели того хотел усопший.
Прибавим еще сюда эстетическую сторону затронутой темы. На мой (да и не только мой) взгляд, мгновенное испепеление посредством огня куда предпочтительнее, чем на протяжении многих месяцев и лет гнить в сырой земле промеж корней и червяков. Неприятно как-то это осознавать. Даже несмотря на то, что покойнику уже все равно. Но от одной мысли от подобной посмертной участи ставится противно. Вообще колумбарий по сравнению с классическим кладбищем смотрится гораздо выигрышнее. И смертью здесь совсем не пахнет. Ощущение, что ты находишься не среди мертвых, а просто заглянул в мемориальный музей.
По столичному Новодевичьему кладбищу можно разгуливать как по выставке, восторженно раскрыв рот. Но столь образцовый погост в стране один. А состояние большинства провинциальных некрополей вызывает горестные эмоции. Кладбища у нас (особенно старые) превращены в свалки, буреломы и непролазные дебри. Пока дойдешь до нужной могилы, половину одежды оставишь по кускам на кустах, ветках и прутьях покосившихся оград. А еще есть такая вещь как затопление, особо актуальное весной. Иной раз вода так подступит, что разве только гробы не всплывают из глубины Вселенной (а кое-где и всплывают, наводя ужас на кладбищенских посетителей). Короче, полный бардак, от которого покойникам на том свете, по всей вероятности, неимоверно горько и обидно. Приплюсуем к вышеперечисленному экологический фактор, когда разверзшиеся захоронения становятся источником пренеприятнейших проблем, и на душе делается вконец невесело.
«Зачем расходовать под похороны и без того скудные запасы городской земли, когда существует возможность соорудить многоярусный колумбарий. Этим мы сберегаем территорию и снижаем до минимума материальные расходы. В конце концов, без разницы, закопан человек после кончины или сожжен, ведь главное, чтобы он жил в нашей памяти», – рассуждает моя 24-летняя знакомая Ксения. Думаю, многие с ней согласятся в силу очевидности ее вывода.
Идея «огненных похорон» имеет достаточно большое количество и сторонников, и противников. Например, ее категорически не приемлют наши православные сограждане – по их мнению, грешно сжигать христианскую плоть в «адовом пламени». Но, как писал советский поэт Борис Примеров, «каждому свое земное небо». Любой человек или его близкие сами вольны выбирать вариант погребения. Хотя в ближайшем будущем кремация наверняка станет более востребована обществом в виду ее экономичности и практичности.
Константин Таганов. Родился в 1984 году. Окончил факультет филологии и журналистики Поморского госуниверситета. Репортерское ремесло попробовал на вкус еще в школьные годы, начав печататься в «Правде Севера» и других периодических изданиях. Постепенно из газетчика переквалифицировался в «интернетчика», поскольку счел данное направление более точно отвечающим духу времени. В разное время работал пресс-секретарем Архангельского ЦНТИ, специалистом-аналитиком мониторингового отдела, корреспондентом и редактором ИА «Двина-Информ». Сейчас – редактор службы новостей сайта 29.ru.