По версии местных жителей, Архангельск – город доски, трески и тоски, но власти с таким определением не согласны, поэтому разработка бренда города становится модным трендом региональной политики. Столица Поморья для привлечения туристов ищет свой особый символ, чтобы греметь на всю страну. Мы решили вспомнить о тех ярких брендах Архангельска, которые и являлись настоящими ненадуманными символами, но со временем просто исчезли.
1-е место – Дом Сутягина
Деревянное строение, возвышавшееся на одном из берегов Кузнечихи, знакомо каждому архангелогородцу. Этот деревянный 13-этажный дом, построенный в Соломбале бизнесменом Николаем Сутягиным, вызвал шумиху, пожалуй, во всем мире. Строительство началось в 1992 году с трёхэтажного здания. В конце 1990-х годов Сутягин отбывал заключение в местах лишения свободы, и строительство было приостановлено, но после его освобождения вновь возобновилось. Дом Сутягина был признан сенсацией года на конференции «Деревянное строительство в северных городах», проходившей в норвежском городе Тронхейме, ему прочили место в книге рекордов Гиннеса. В июле 2008 года суд постановил, что здание построено незаконно, без предварительного согласования с властями. В Архангельске запрещено строить частные деревянные здания выше двух этажей. 22 декабря 2008 года рабочие приступили к разборке строения. Дом был разобран до уровня четвертого этажа. 5 мая 2012 года пожар до конца уничтожил остатки былой роскоши.
2-е место – Самый северный трамвай
12 июня 1916 года из ворот трамвайного парка Архангельска вышли первые восемь новеньких вагонов, которые доставили представителей местного руководства и купечества к зданию городской думы. Архангельский трамвай был самым северным трамваем в мире. Его пути пересекали город и связывали окраины с центром. Жители столицы Поморья до сих пор с нежностью вспоминают медлительный романтичный транспорт. В 90-х годах у предприятия начались проблемы, а в 2004 году решением мэра Олега Нилова была ликвидирована трамвайная система Архангельска, которую власти сочли нерентабельной. Вагоны и рельсы (56 километров путей) сдали на металлолом, за исключением одного вагона – его трамвайщики передали областному краеведческому музею. Сейчас в столице Поморья место брендового трамвая заняли полчища пазиков.
3-е место – Архангельский кораблик
Стела «Архангельск» – это настоящий бренд города. Он является первой достопримечательностью, которую видят автомобилисты, въезжающие в город. Она представляет собой кораблик, установленный на высоком постаменте. И, конечно, он стало излюбленным местом молодоженов. Фотография на фоне «кораблика» есть в семейном фотоальбоме почти каждого архангелогородца. Однако осенью 2013 года в связи с запланированным ремонтом трассы М-8 было принято решение временно демонтировать стелу и по окончании дорожных работ полностью восстановить ее, но уже на другом участке трассы. Демонтировать – демонтировали, но назад не вернули. Так Архангельск утратил ещё один свой бренд.
4-е место – Цирк
Открытие первого Архангельского Госцирка состоялось 1 августа 1930 года. Деревянное здание просуществовало до 1958 года. Тогда его уничтожил пожар. В 1962 году было построено новое здание. Цирк был летний, с железобетонным куполом, без опорных колонн, со специальными конюшнями и помещениями для животных. Он функционировал с апреля по октябрь. В 1989 году в связи с необходимостью ремонта здания цирк был закрыт. Здание ветшает, а вокруг него возводятся новые объекты. И теперь детский смех и радость в Архангельске выглядят так:
5-е место – Фонтан у драмтеатра
Первоначально он был установлен на площади Ленина перед зданием облсобрания. Потом фонтан-компас с литыми металлическими стрелками и буквами перенесли на площадь к зданию театра драмы. В 2009 году его демонтировали, и он исчез с карты Архангельска.
6-е место – АГТУ и ПГУ
Раньше студенты в столице Поморья стояли на перекрёстке трёх дорог, имя которым было: АГТУ (АЛТИ), ПГУ и СГМУ. Технари шли в первый, гуманитарии – во второй, а медики – в третий. Сегодняшний абитуриент, если не выбрал путь медицины, идёт прямиком в САФУ. Альма-матер технарей и гуманитариев перестала существовать в 2010 году, когда на основе АГТУ и ПГУ был создан САФУ. Однако и сейчас упрекнуть университет в неизвестности нельзя – уголовное дело, заведённое на экс-ректора Елену Кудряшову, тоже своеобразно пиарит вуз, только, скорее, в качестве «антибренда».
Такой вот у нас получился перечень ушедших, но настоящих брендов, которые были известны всем и без рекламы.
Фото: Фото с сайтов L-kvartal.ua, Rutraveller.ru, Vk.com/arh_tram, Foto-planeta.com, Wikimapia.org