Жизнь в России с каждым днем становится все тяжелее. Тревожное экономическое настоящее подогревается гнетущим ожиданием 2016 года, который, по прогнозам целого ряда авторитетных экспертов, не сулит нам ничего прекрасного. А тут еще и многочисленные запреты и ограничения, которыми нас со всех сторон обложили законотворцы.
Пожалуй, одним из самых больных табу на текущий момент является алкогольный вопрос. В Архангельской области, как известно, установлен лимит на продажу спиртных напитков в торговых заведениях – с 10 утра до 9 вечера. Помнится, принятие данного регламента, корректирующего процесс реализации столь любимой населением алкогольной продукции, вызвал массу критических отзывов и недвусмысленных нареканий. Но документ все равно приняли, и теперь балом руководит правило «кто не успел, тот опоздал». Люди до сих пор отпускают в адрес разработчиков закона множество «теплых» слов, самое ласковое из которых – «чудики».
А в столице нашей Родины хотят пойти еще дальше. В Мосгордуме обсуждается идея прекратить продажу винно-водочных изделий в пятницу. Причем не в конкретные часы, а целиком и полностью. По мнению «отцов» сего новаторства, подобная мера благотворно отразится на здоровье населения и снизит количество ДТП на улицах мегаполиса. Мои знакомые москвичи от перспективы такой трогательной заботы о них уже рвут и мечут. Наверное, еще не прониклись, как следует, всей сутью правильности указанного решения… Ибо нефиг бухать пятничными вечерами на кухне, надо посвящать время более продуктивным занятиям. Например, просмотру сверхоптимистичных телевизионных программ.
Если же серьезно, то указанные вещи здорово смахивают на лихо закрученный трагифарс. Ежу понятно, что лишение человека права на покупку алкоголя (пусть даже в отдельно взятый час или день) никаких откликов, кроме повального раздражения и неприятия, вызвать не в состоянии. Да и вообще, чем так провинился алкоголь? Многие понимают, что представление о России, как о чуть ли не самой пьющей стране в мире – стопроцентный пропагандистский миф. Выпить мы, конечно, ой как любим, но не больше, чем жители высокоразвитого Запада. Единственное, в чем мы у них выигрываем, так это в процентном соотношении количества алкоголиков. Но, опять-таки, алкоголизм представляет собой болезнь, а мы говорим о законном праве иногда расслабиться и получить хорошее настроение при помощи крепких напитков.
В защиту алкоголя можно вспомнить неопровержимый факт: на протяжении чуть ли не всей истории он представлял собой неотъемлемую часть национальной традиции, помогая выстоять нашим предкам в самые лихие времена. Крепостное право, бесконечные войны, сталинский террор, идущая по пятам нищета и безысходность – во многом русские люди пережили все упомянутые ужасы именно благодаря употреблению спиртного. Зачастую именно «зеленый змий» (ох, как мне не нравится это выражение) выполнял роль той психологической отдушины, которая так необходима простому человеку, увязшему по самые уши в бедах и проблемах. Да и в радости он – верный друг и союзник, придающий веселью дополнительный и неоценимый колорит. Не верите – почитайте русскую классику.
Сейчас мы переживаем отнюдь не самый благоприятный период в отечественной истории. Внутриэкономические проблемы, помноженные на внешнеполитические обстоятельства, заставляют нас пребывать в постоянном напряжении перед наступлением чего-то нехорошего. Дай бог, чтобы многочисленные пессимистичные прогнозы остались страшной выдумкой. Но, в любом случае, не стоит правящим верхам мешать людям снимать стресс с помощью «горячительного». Вон, в царской России власти специальные питейные дома открывали, где беднякам за гроши предлагали хорошую водку. Мудрый, однако ж, шаг. Возможно, именно он помогал отсрочить в течение нескольких веков открытый бунт населения против монархической системы, а не избитая теория о православии, самодержавии и народности.
Всевозможные кабаки в большом достатке имеются и сейчас, в «запретные» часы они вполне могут рассматриваться как альтернатива магазинам. Правда, алкогольный ценник там на порядок выше – мы с другом ради интереса промониторили стоимость водки в нескольких архангельских барах и малость ошалели. Кризис делает свое черное дело. Нет, мы-то отнюдь не за себя огорчаемся: нас поход в подобное заведение не слишком разорит, а вот в бюджете обремененного кредитами и ипотекой семейного мужика он явно пробьет солидную брешь, которую потом придется усердно латать. Нервишки же в порядок привести надо, а то ведь и до кладбища недолго докувыркаться.
В любом случае, запреты никогда не доводили до добра. Запрет оправдан и эффективен лишь тогда, когда ему создается разумное подспорье. А иначе – здравствуй, паленая водка и спиртоторговля из-под полы.
Константин Таганов. Родился в 1984 году. Окончил факультет филологии и журналистики Поморского госуниверситета. Репортерское ремесло попробовал на вкус еще в школьные годы, начав печататься в «Правде Севера» и других периодических изданиях. Постепенно из газетчика переквалифицировался в «интернетчика», поскольку счел данное направление более точно отвечающим духу времени. В разное время работал пресс-секретарем Архангельского ЦНТИ, специалистом-аналитиком мониторингового отдела, корреспондентом и редактором ИА «Двина-Информ». Сейчас – руководитель службы новостей сайта 29.ru.