Об этом нам сообщили жители стоящего рядом дома. Из их окон было видно, как сегодня рабочие устанавливали на зеленый купол символ мусульманской веры – полумесяц.
Напомним, что старинное деревянное здание мечети на Карла Маркса, 40 построили еще в 1905 году на личные пожертвования татар-мусульман Архангельска. Дома, расположенные вокруг него, принадлежали татарам. В одном из зданий находилась медресе – школа, в которой изучали Коран. Рядом жил мулла, который и служил в мечети с момента ее основания.
Однако после революции минарет и купол разобрали, а с 1931 года и на протяжении 30 лет здание находилось в ведении госорганов. Затем в нем располагался отряд быстрого реагирования регионального УФСИН.
Только в 2010 году здание мечети было безвозмездно передано архангельской религиозной организации «Нур Ислам», после чего и началось ее восстановление. Но буквально через два года, летом 2014-го, в старом здание мечети произошел большой пожар. Пожару тогда присвоили повышенный ранг сложности.
После пожара началось восстановление здания. Когда ремонтные работы закончатся, мечеть станет двухэтажной, а ее площадь составит около 100 квадратных метров.
Наблюдая за строительством мечети, религиовед Василий Абрамовский выявил интересную особенность – с одной стороны, исламская архитектура обладает типичными и ярко выраженными элементами, а с другой – в отличие от христианской или буддистской, имеет свойство «мимикрировать» под местные архитектурные традиции.
«Когда мы говорим о мечетях, то примерно представляем, как они должны выглядеть. При этом мечети, которые построены на Дальнем Востоке, очень похожи на китайские пагоды. А европейские мечети, сохраняя элементы традиционного религиозного исламского сооружения, часто выглядят как обычные светские здания. Особенность нашей северной мечети в том, что она почти полностью повторяет бревенчатый православный храм», – поделился он.
Так, например, по традиции минареты у мечетей двойные и располагаются у главного входа, у архангельской мечети минарет будет только один, и выглядит он как обычная православная колокольня. Кроме того, повторяются и технологии традиционного православного храмостроения – это калиброванное бревно, рубка в обло с выпуском концов.
«Для взгляда человека, который не разбирается в строении религиозных сооружений, наша мечеть ничем не отличается от обычного православного храма. Мимикрия – это не догма, но подчеркивает тактичность мировой религии», – считает Василий Николаевич.
Фото: Фото Кристины Полевой