Вчера, 21 ноября, в России отмечали День бухгалтера. К профессиональному празднику мы затронули актуальную и спорную тему. В начале ноября в Архангельске объявили о создании единого «Центра бухгалтерского и экономического обслуживания». Постепенно на единый бухрасчет должны перейти все муниципальные организации, а это 145 учреждений. Новость об этом на нашем сайте вызвала бурю читательских эмоций. Мы пообщались с администрацией города, работниками образования, депутатами и попытались выяснить, в чем плюсы и минусы перехода на новую систему.
Администрация города: плюсов больше, чем минусов
В городской администрации переход на единый бухучет объясняют тем, что в последние годы выросла стоимость его ведения. Она включает в себя зарплату сотрудников, расходы на оборудование, программное обеспечение, оплату консультационных услуг, абонентскую плату за пользование справочно-правовой системой. Обособленное ведение учета каждой школой, детским садом, культурным центром и другими учреждениями часто не отвечает современным вызовам экономики.
По словам директора департамента финансов администрации города Марии Новоселовой, подобные автоматизированные центры уже давно и успешно существуют в Пскове, Вологде, Анапе, Иваново и других крупных городах. Более того, практика единого бухрасчета есть в Северодвинске, Коряжме.
«Это решение родилось не вчера, мы подошли к нему взвешено. Плюсов больше, чем минусов. С ноября на новую систему уже перешли 10 школ искусств, домов творчества, с декабря пойдут спортивные школы, издательские центры и Центр «Леда», с февраля – сфера культуры и где-то с марта-мая 2017 года будут переводить детские сады и школы», – отметила директор Мария Новоселова.
Пока сообщается, что в едином Центре будет работать около 50 сотрудников. Но в администрации говорят – число не окончательное, и, если понадобится, сотрудников добавят. Средняя зарплата для бухгалтера первой категории планируется от 20 до 24 тысяч рублей. В большинстве случаев это совпадает с ожиданиями соискателей на эту вакансию. Свои обязанности бухгалтеры центра будут распределять по сферам. Кто-то станет работать только с зарплатой, другие – со счетами и договорами, третьи – скажем, с внебюджетными доходами.
Сегодня Центр работает на электронном документообороте. Директор нового Центра бухгалтерского и экономического обслуживания Людмила Карпова говорит, что для 10-ти учреждений, которые успели перейти на новую систему уже начисляли зарплаты, а сейчас готовят авансы. Каких-либо срывов пока не было, а значит и в будущем быть не должно. Обещают, что для работников этот переход на централизацию пройдет максимально гладко. Кроме того, Центр заинтересован принять как можно больше бухгалтеров, которые уже имеют опыт работы в муниципальных учреждениях.
Переход затронет тысячи людей
Вопросом перехода на новую систему бухучета обеспокоены профсоюзы. Председатель городского профсоюза работников образования Надежда Заозерская говорит, что сегодня в этой сфере трудятся 8000 человек, около 400 из которых – бухгалтеры, а значит процедура перехода затронет не одну тысячу людей.
Сомнения и опасения у Надежды Ивановны вызывает еще и то, что учреждения образования должны будут оплачивать услуги ведения бухгалтерии Центру бухгалтерского и экономического обслуживания из собственного бюджета. Непонятно, какова будет цена этой услуги? Да – на создание центра деньги есть, их выделила администрация, но кто будет оплачивать услуги в будущем – под вопросом.
Пока вопросов больше, чем ответов
В целом у самих работников сферы образования вопросов пока тоже больше, чем ответов. Пугает неизвестность – от глобальных вопросов, как будет устроена новая система расчетов и обслуживания учреждений, до частных – к кому бежать, если в квитке обнаружится банальная ошибка?
«Как говорят сами бухгалтеры, бюджетная сфера в плане тонкостей расчетов, довольно сложная. В школах, детсадах обычно трудятся по несколько бухгалтеров. В новом едином центре их будет только 49, а, значит, на их плечи упадет работа всех организаций. Как они будут справляться с этой работой – неизвестно. Еще вопрос, который мучает нас как работников: часто возникают маленькие и большие личные вопросы по квиткам, зарплате. К кому нам теперь нужно будет идти, чтобы уточнить что-то? Раньше мы всегда могли подойти в бухгалтерию, где нам разъясняли частные вопросы», – сказала сотрудница городского детсада Евгения.
Заведующая одним из городских детских садов Александра Ивановна добавила, что поначалу в коллективе новости о едином расчетном центре – обрадовались. Бухгалтер в их садике, действительно, получает немаленькую зарплату. Ее можно было бы сэкономить и направить на развитие учреждения. Да и кабинет бухгалтерии очень пригодился бы для занятий с детьми. Но потом радость сменилась страхом.
«Пока мы не знаем никаких подробностей, а в администрации на наши вопросы толком ответить не могут. Неизвестно, сможем ли мы оставить высвободившиеся деньги у себя или даже не увидим их. Также, если нас попросят рассчитывать бухгалтеров по сокращению и выплачивать им пособия по увольнению из нашего бюджета – это будет дополнительной нагрузкой для нас. Или вот еще – говорят, что мы должны предлагать им имеющиеся вакансии, но у бухгалтеров специализированное образование – кем они пойдут, педагогами?», – добавила она.
Следующими на аутсорсинг отправятся сантехники и технички?
По словам депутатов, одним из доводов, которым в администрации города аргументировали безболезненность перехода на единую бухгалтерию, была добровольность. Городские власти говорили, что руководители учреждений должны будут сами принимать решение – переходить или нет.
Еще одним из плюсов перехода на «единую бухгалтерию» руководитель фракции КПРФ Архангельской гордумы Александр Гревцов называет то, что все траты школ и детских садов теперь станут прозрачными. А значит, городская администрация будет знать, на какие цели расходуется каждая бюджетная и небюджетная копейка.
Напомним, что речь идёт не только об образовательных учреждениях города. Со временем все, кто относятся к муниципалитету, должны будут перейти на новую единую систему расчетов. Это учреждения культуры, спорта, художественные школы... Пока «опыты» проводятся на учреждениях спорта и культуры, где хотят отработать механизм действия. А детские сады и школы планируют переводить на единый бухучет весной 2017 года.
По некоторым данным, в будущем администрация города планирует перевести на аутсорсинг содержание и уборку зданий школ. Так, в школах могут сократить плотников, сантехников и другой технический персонал, который перейдет в подобные централизованные структуры. А, значит, школы и другие учреждения, за счет сэкономленных средств должны будут богатеть прямо на глазах. Как это случится на самом деле – увидим.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com