Город От донора к пациенту: какой путь проходит кровь

От донора к пациенту: какой путь проходит кровь

Корреспондент и фотограф 29.ru побывали в Архангельской станции переливания крови и узнали, какой путь проходят компоненты крови прежде чем окажутся в больницах Поморья.

Come back to 1939

Конечно, машины времени у редакции нет, но исторических документов в архиве достаточно, чтобы вспомнить то время, когда Служба Крови в Архангельской области только начала создаваться.

Переливанием крови в Архангельске занимались еще в 1932 году, в это время талантливый медик Михаил Васильевич Алферов организовал и возглавил работу филиала московского центрального института. Но все же «днём рождения» медучреждения считается 8 марта 1939 года: именно тогда был издан приказ №1 по Архангельской областной станции переливания крови.

Особая нагрузка легла на АСПК во время войны. Если в 1940-м сотрудники станции заготовили около 281 литра крови, причем сдавали ее в основном сами медработники, то уже в 1941-м специалистам пришлось спешно расширять базу доноров. За пять лет более 18 тысяч литров крови пожертвовали 17 тысяч северян. Весь заготовленный материал уходил раненым в госпитали Карельского, Волховского и Северо-Западного фронтов.

После войны потребность больниц региона в донорах не уменьшилась, объем заготовок крови составлял около 7000 литров в год. В 1969 году, благодаря настойчивости Александры Дмитриевны Елохиной, главврача станции, было построено новое здание на Ломоносова, 311, где до сих пор размещается учреждение.

Сейчас служба крови Архангельской области представлена головным учреждением в столице Поморья и двумя филиалами в Вельске и Котласе. Отметим, переливанием крови в медучреждении не занимаются, ее здесь заготавливают, исследуют и выдают по заявке в больницы.

Кстати, качество работы станции оценили не только в Поморье. АСПК стала лауреатом Всероссийского конкурса программы «100 лучших товаров России» в номинации «Услуги для населения» «Иммуногематологическая диагностика гемолитической болезни новорожденных». Также станция переливания крови отмечена дипломом конкурса «100 лучших товаров России» за производство эритроцитной взвеси, обеднённой лейкоцитами.

Дорога донора

Путь человека, решившего сдать кровь, начинается с телефонного звонка: чтобы попасть на кроводачу в Архангельске, нужно записаться по телефонам (8182) 27-64-45; (8182) 24-84-34. Звонки принимают по будням с 14:00. Если ваша группа крови окажется нужна, вам сообщат время сдачи. Отметим, исключения делаются для впервые сдающих. Обычно их записывают всех – донорской службе нужно увеличивать охват в поисках отрицательных и редких групп крови.

Кстати, прежде чем звонить, узнать о потребностях службы можно, посмотрев на «светофоре крови». Он регулярно обновляется на сайте АСПК. Кроме того, на вопросы доноров отвечают и в соответствующей группе в популярной соцсети.

Сдать кровь можно с 08:30 до 13:00 с понедельника по пятницу. Мы пришли в четверг к 10:00. У регистратуры – никакой очереди, все очень тихо и спокойно. Из документов потребовался только паспорт. Журналист заполнила анкету, получила карточку и отправилась сдавать общий анализ крови в процедурный кабинет.

Пара капель из пальца – и готово. Определение группы крови занимает 5 минут. Гематологические анализаторы за пару минут определяют не только уровень гемоглобина, но и количество эритроцитов, тромбоцитов и лейкоцитов.

Результат смотрит врач, который, проверив давление, взвесив донора и послушав дыхание, вынесет вердикт: попадем ли мы сегодня на третий этаж, где, собственно сдают кровь, или нет.

С анализами оказалось все в порядке, идем дальше – заправиться быстрыми углеводами в буфет. Несколько лет назад здесь наливали классический заварной чай, уже щедро подслащенный, и давали печенье. Сладости по-прежнему в меню, а вот чай придется заварить самим, из пакетика. Сахар по вкусу.

На третьем этаже нас уже заждались: сразу же укладывают на специальное кресло и просят поработать кулачком. В вену вставляют иглу, процесс пошел: в пластиковый мешок на весах-помешивателях начинает поступать темно-вишневая жидкость. 400 миллилитров заполняют емкость буквально за пять минут.

Все манипуляции выполняются при помощи одноразовых систем, поэтому заражение донора при сдаче крови невозможно.

Медсестры напоминают: следующий визит к ним – не раньше чем через два месяца. Женщины допускаются к кроводаче не чаще четырех раз в год, мужчины – не более пяти. Поэтому Служба Крови заинтересована в достаточном количестве доноров всех групп крови, чтобы, в случае необходимости, была возможность вызвать определенного донора на донацию. В Архангельской области кровь сдают около 10 000 человек в год. Большинство доноров – 68 % – представители сильного пола.

– При этом доноры выполнили 27 300 донаций в 2015 году, и 23 300 – в 2016. В прошлом году заготовлено 12 300 литров цельной крови, в позапрошлом – 13 800. Сокращение количества происходит за счет уменьшения заготовки плазмы в связи со снижением потребности в ней медицинских учреждений, – пояснил заместитель главврача АСПК Иван Савин.

Современная фармакология позволяет частично заменить переливания плазмы введением специальных препаратов, что снижает риски, связанные с переливанием компонентов крови. Как говорят медики, «лучшее переливание – то, которого не было». Сейчас запасы плазмы на АСПК позволяют пока что повременить с заготовкой этого продукта.

Но, если коротко, на сдачу плазмы сейчас обычно вызывают мужчин, уже сдававших кровь ранее. Доноров подключают на 40 минут к специальным аппаратам. За это время у них забирают 600 миллилитров плазмы. Кровь из вены попадает в центрифугу, где разделяется на компоненты. Плазму собирают в мешок, эритроциты возвращают донору.

Кровь уходит на переработку

Но вернемся к обычному донорству. Аккуратно запакованный мешочек с кровью отправляется недалеко: здесь же, на третьем этаже ее разделяют на тромбоциты, эритроциты и плазму. Таковы правила компонентной терапии. В центрифуге жидкость вращается около семи минут со скоростью 4000 оборотов в минуту. Под действием центробежной силы кровь расслаивается: желтая плазма поднимается наверх, вишневые эритроциты опускаются вниз, а между ними появляется едва заметный лейкотромбослой. Центрифуги, кстати, импортированы из Германии и США.

Как разделить по разным пакетам получившиеся слои? Для этого на станции работают плазмоэкстракторы. После центрифуги кровь отправляется именно сюда. От сдавливания жидкости расходятся по разным емкостям.

Компоненты крови любят холод. Плазму замораживают в аккуратные желтые кирпичики, которые хранятся 3 года в огромной морозилке при -30, -35 градусах. Каждая доза плазмы в холодильнике хранится и систематизируется по группе крови и дате заготовки, чтобы, в случае необходимости, ее изъяли максимально быстро.

Раньше чем через шесть месяцев оттуда их не достанут: в период карантинизации медики ждут повторного визита донора. Если его анализы окажутся чистыми через 6 месяцев, тогда плазму отправят на реализацию. Если человек не появился или окажется, что он подхватил инфекцию, плазму уничтожат. В общем, вся система нацелена на то, чтобы донор «дружил» со службой переливания крови постоянно.

Эритроциты также отправляются в холодильник, где, конечно, значительно теплее: +2-6 °С, концентрат тромбоцитов в полимерном контейнере – в тромбомиксер (+20;-24 °С). Для длительного хранения в компоненты добавляют консерванты, они делают так, чтобы кровь не сворачивалась, а также позволяют хранить компоненты длительное время.

Пробирки – на исследование

Есть на станции особая территория, куда донор может забежать разве что по старой привычке, раньше в том углу располагалась касса. В нескольких лабораториях отобранную в пробирки кровь обследуют. В ПЦР-лаборатории проводят генодиагностику: определяют ДНК вирусов. Современные методы позволяют поймать вирус на начальных стадиях заражения. В ИФА-лаборатории ищут антитела к инфекциям. Такое двойное тестирование необходимо, чтобы исследование получилось независимым и точным. Сотрудники станции исследуют анализы на ВИЧ, сифилис, гепатиты В и С.

В соседнем кабинете иммуногематологи определяют группу крови, резус-фактор, фенотип и антитела. Для тяжелых больных и маленьких детей осуществляют индивидуальный подбор крови.

Выбраковку – в печь

Все, что отбраковано во время исследований, сжигается. Выдавать компоненты крови, не прошедшие проверку специалистов, категорически запрещено. Да и вряд ли получится: компьютер со спецпрограммой автоматически заблокирует выдачу.

Кровь может попасть в брак по нескольким причинам. Во-первых, конечно же, положительные результаты лабораторных исследований на гепатиты B и C, ВИЧ, сифилис. Естественно, не попадут к реципиенту и мутные жидкости с осадком или компоненты с поврежденной упаковкой с отсутствием марки или этикетки.

Выдают все без остатка

После всех манипуляций с кровью, она, уже разделенная на компоненты, проверенная и промаркированная, отправляется в экспедицию.

Небольшое помещение с маленьким окошечком выдачи выглядит совершенно непримечательно, не считая того, что в холодильниках в соседней комнате лежат готовые к выдаче компоненты, стоящие на рынке не одну тысячу рублей. К примеру, стоимость заготовки эритроцитной массы и плазмы составляет около 15 тысяч рублей за литр. При этом, лечебные учреждения Поморья получают компоненты крови бесплатно.

В сутки медучреждениям Поморья требуется около 10 литров эритроцитов, 5 литров плазмы и 15 доз тромбоцитов. Служба крови выполняет все заявки, и предварительные, и оперативные. При этом компонентов крови достаточно. Заготовка крови на следующий день формируется с учетом пополнения запасов и по заявкам больниц.

Времена, когда всех доноров принимали вне зависимости от их группы крови, канули в лету.

– Донор должен быть заинтересован в том, чтобы его кровь помогла другому человеку. Раньше около 20% донорской крови просто не попадало в больницы из-за плохих анализов и невостребованности определенных групп. Сейчас этот показатель снизился до 6,5% от общего количества. С одной стороны, практически вся кровь, поступающая в экспедицию, выдается без остатка. С другой – нам приходится отказывать желающим попасть на кроводачу и позвонить в другой день, если их кровь уже есть в достаточном объеме, – поясняет Иван Савин.

Самые распространенные на Севере группы крови – первая и вторая. 10% составляют люди с четвертой и только 20% – у обладателей 3 группы. Тем не менее, самой востребованной остается первая отрицательная. Во-первых, потому что реципиенту с такой группой нельзя перелить никакую иную. Во-вторых, эта кровь является «универсальной», и может быть перелита в экстренных случаях любому пациенту. В-третьих, особенно нуждаются в ней недоношенные детки: у малышей до четырех месяцев трудно определить группу крови, вдобавок некоторые из них болеют гемолитической болезнью. Поэтому по умолчанию переливается наиболее безопасная – первая отрицательная.

Так что, если Вы – счастливый обладатель первой отрицательной, вас всегда ждут на Ломоносова, 311.

Евгения Рачеева
Фото: Фото Сергея Сюрина

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
«Кому-то это выгодно»: эксперт раскритиковал работу «Рико» на маршруте № 5 в Архангельске
Анонимное мнение
Мнение
«Елки на фоне луж и грязи». Архангелогородец считает, что город слишком рано украшают к Новому году
Юрий Скородумов
Корреспондент
Рекомендуем
Объявления