Современные сказочники существуют! Несмотря на то, что издавать литературу для детей – дело непростое, в Архангельске есть писатели, которые себе в убыток пишут не в стол, а в типографию. Чтобы в наш век электронных текстов и 3D-мультипликации продать сказку в переплете, зачастую автору самому приходится быть маркетологом. О том, какой путь проходит произведение от идеи до книжной полки, нам рассказали местные писатели.
Сто тысяч в банке, чтобы оказаться на полке
Пенсионерка Елена Соломбальская из Архангельска сначала публиковала свои стихи и рассказы только в Интернете, но однажды задумалась: кто стал бы читать ее произведения в бумажном варианте? Дети.
– Я пишу рассказы и стихи для взрослых, – комментирует Елена Соломбальская. – Неожиданно для себя обнаружила, что рассказов, сказок и стихов для детей от четырёх до десяти лет набралось на две книги. Посоветовалась с Тамарой Валентиновной Овчинниковой, директором литературно-издательского центра «Лоция». Она и поддержала в стремлении познакомить детей с моим творчеством. Обе книги – сборник сказок и рассказов «Зимовята, Ержик и другие», а также сборник стихов «Про веселую скамейку» – были изданы в ЛИЦ «Лоция» в середине 2015 года. Не один десяток лет отработав в детском саду и в школе, общаясь с учениками и воспитанниками, возможно, научилась от них воспринимать окружающий мир интересным и полным чудес, что помогает в творчестве.
Какой должна быть хорошая детская книга? По мнению Елены Соломбальской, это произведения с увлекательным и динамично развивающимся сюжетом, написанные с учётом детского восприятия действительности, без назидательности помогающие детям осваивать и познавать окружающий мир, с прекрасными цветными иллюстрациями, изданные у профессионалов издательского дела.
– Считаю, вдумчивые педагоги и родители найдут современных авторов, чьи произведения можно назвать качественными. А помочь им в этом всегда могут наши книжные Феи – библиотекари, – комментирует Елена Соломбальская.
Чтобы проиллюстрировать свои сочинения, Елена обратилась к талантливой художнице – Юли Мальцевой. Она создала акварели, при этом полностью воплотила задумки автора. Сын Елены, web-дизайнер Юрий Молотов, сделал макет книг и разработал обложки. Редактором книги сказок и рассказов стала журналистка Полина Карпович, сборника стихов – член Союза писателей России, поэтесса Галина Рудакова.
– Вы спрашиваете о барьерах на пути к изданию книги. В первую очередь – финансовые. Я взяла в банке кредит больше ста тысяч рублей. К слову, уже выплатила, – рассказывает Елена Соломбальская. – Сегодня мои издания можно найти в «Доме книги» на площади Ленина в отделе краеведения. Там есть стеллажи с произведениями северных авторов. Также я продаю сама с автографами на встречах с читателями, на «Ярмарках мастеров» во время городских праздников.
Несколько экземпляров уже улетели в другие города и даже за границу. Например, в США: одна архангельская бабушка купила по книжке Елены Соломбальской внукам, приехавшим на лето из Америки.
Мой главный рецензент – младший сын
Еще один сказочник – Василий Строганов, папа трех сыновей из Новодвинска – автор книжки в стихах «Котовасий» и «Сладкоежка Крокодил». Василий работает электриком на АЦБК, в свободное время плетет из бересты, участвует во всевозможных конкурсах, ездит на ярмарки по разным городам.
– Ребенок – это белый лист, и нужно быть осторожным, когда мы что-то пытаемся ему рассказать. Я считаю, что книга должна быть не только интересной, но и поучительной. Сказка или вымышленная история должна быть динамичной, – детям важен сюжет, а не описания. Простота языка, поменьше взрослых философствований и свобода фантазии. Меня на сочинение вдохновили мои дети, – говорит Василий. – Пишу я еще со школы, а воспитатели говорят, что даже в садике постоянно истории придумывал. Один из главных героев моей книги – Котовасий. Сказочный зверек – лесной царь всех зверей, которого нарисовала для моей книги иллюстратор ЛИЦ «Лоция» Полина Заросликова. Мы с ним почти тезки, его имя созвучно со словом «котовасия» – так мама говорила, когда в результате моих детских проделок наступал беспорядок.
Василий признается, что главным рецензентом для него всегда был сын, он, как прибор, измеряющий, насколько интересна книжка. Василий Строганов считает, что издать книгу несложно... если есть деньги. Тираж книги в 500 экземпляров обошелся отцу троих детей в 58 тысяч рублей. Василий признался, что какую-то часть средств даже пришлось собирать по родственникам. Сейчас главная задача – продать изданное. Дела не идут в гору – покупателей в книжных магазинах мало, приходится становиться купцом и продавать свои издания на различных ярмарках и массовых мероприятиях.
– Раньше детских писателей поддерживали, читали по радио, снимали мультфильмы, сегодня этого нет. Приходится самому знакомить людей с Котовасием. Супруга ругает, что я на это время трачу, средний сын – ему 14 – не понимает, зачем мне это надо. Зато младший сын мной гордится. Тираж надо обязательно распродать, прибыли не жду. Деньги пойдут на выпуск еще одной книги. Спонсоров искал для этого – никто не откликнулся, – комментирует Василий.
Пишут маленькие взрослые
– Я писала стихи ещё в школе и в университете, хотя всегда была больше увлечена гитарой, поэтому многие знают меня как автора песен, – говорит Марина Зарубина, детский автор из Архангельска. – Был в моей жизни период, около десяти лет, когда я не писала совсем. И, наверное, он был нужен, чтобы переосмыслить некоторые вещи и начать относиться к работе над текстами серьёзнее. Когда стихи вернулись, понадобилось время, чтобы заново освоиться в этой сфере.
Однажды Марина попала на Форум молодых писателей России, стран СНГ и зарубежья, где познакомилась с участниками семинара по детской литературе. В общении с детскими авторами она поняла, что литература для маленьких – это совершенно другой мир, со своими законами и особенностями.
– Больше всего меня привлекли сами авторы, их открытость, какая-то удивительная способность смотреть на жизнь детскими глазами, замечать значительное в мелочах, удивляться и радоваться простым вещам,– вспоминает Марина. – Меня очень долго согревало тепло этого общения, но писать для детей самой не приходило в голову. К тому же, это не бывает намеренно. Мне кажется, детские стихи находят автора сами.
Так получилось и с Мариной, когда в семье родились двойняшки, они с мужем стали родителями уже троих мальчишек. Сами собой стали приходить детские стихи. Сюжеты подсказывала жизнь. За пару лет, пока малыши росли, а старший сын начинал учиться в школе, появился цикл стихотворений «Три плюс два», с которым Марину Зарубину взяли на очередной Форум молодых писателей, на семинар по детской литературе.
– К сожалению, в Архангельске нет какой-то постоянной площадки или проекта, в рамках которого начинающие авторы могли бы в форме живого общения учиться у профессиональных литераторов, знакомиться друг с другом и вместе расти. Раньше я завидовала в этом смысле своим знакомым из других регионов. Но иногда отсутствие близких возможностей становится толчком к открытию больших горизонтов. Выручает интернет. Сегодня я общаюсь с детскими авторами из разных уголков страны, мы делимся новостями, читаем работы друг друга, обсуждаем, даем друг другу советы. И это замечательно, поскольку приёмы, которые работают во взрослой литературе, не всегда подходят, а иногда даже противопоказаны для детских текстов, – комментирует Марина Зарубина. – В детском направлении люди более честны по отношению к себе и к другим, поскольку все болеют за детей, и уровень успеха определяется только качеством написанного.
Да, дети читают!
– Так у нас сложилось в России, что наличие авторских сборников не всегда означает профессионализм автора. А некачественная детская книга – самое печальное, что может быть. У меня пока нет своей книги, и я не испытываю неловкости, говоря об этом. Мне кажется, еще не пришло время, – считает Марина. – В нашей стране много издательств, которые умеют делать хорошие детские книги, и это приносит им доход. Пока взрослая литература испытывает многочисленные трудности, детская переживает подъём, поскольку дети, вопреки заявлениям взрослых о потерянном поколении, читают. Да, дети читают, подростки читают. Может быть, не то, что мы привыкли считать правильным и необходимым, но они читают. И родители, во всяком случае все мои друзья, читают своим детям. Поэтому детская книга будет всегда! Я – мечтатель. Хочется надеяться, что однажды мои тексты станут достойными того, чтобы их опубликовали. Но путь рукописи от автора к издателю сложен. Почтовый способ имеет мало шансов на успех. Зато есть литературные конкурсы. Любой автор, пишущий для детей, имеет возможность принять в них участие и быть замеченным. Именно так моя сказка в стихах «Приключения смелых» попала на страницы сборников издательства Росмэн «Современные писатели – детям» (2014 г.) и «Пегас в крапинку. Стихи современных поэтов» (2015 г.).
Детская книга стоит недешево, но если подумать, – родители же находят деньги на ненужные игрушки и дорогую одежду, значит, дело в расставлении приоритетов. Конечно, хочется покупать новые качественные издания, но, судя по тому, что основной барьер на пути к изданию книги – финансовый, выпустить сборник своих сочинений может каждый, кому по силам найти нужную сумму, – независимо от таланта и образования. Поэтому нужно быть чутким при выборе книги для ребенка, ведь вы ищете для него нового друга, помощника, а порой даже учителя, так что взглянуть на нее стоит как минимум дважды – глазами взрослого и малыша.
Фото: Фото предоставлены Еленой Соломбальской, Василием Строгановым и Мариной Зарубиной