Город «Пусть в пазиках ездят чиновники, которые "посеяли" трамваи»

«Пусть в пазиках ездят чиновники, которые "посеяли" трамваи»

Сто один год назад по Архангельску прошли первые трамваи. Что вместе с ними потерял город, и возможно ли воскрешение транспортных "мертвецов"?

В России трамваи умирают. А в мире электротранспорт развивается, появляются его усовершенствованные модели, к примеру, с ветряными электростанциями, которые самостоятельно вырабатывают для себя энергию.

Накануне отгремел День города. Но все забыли про виновника еще одного торжества – сто один год назад по улицам Архангельска прошел первый трамвай. Годовщину эту отметить нам не суждено. Трамвай мы потеряли в 2004 году, теперь это история: единственный уцелевший вагон станет памятником, сейчас власти ищут ему место. Не осталось в нашем городе и троллейбусов. Почему в Архангельске электротранспорт реинкарнировался в пазики, что потерял город, и возможно ли воскрешение "транспортных мертвецов", мы спросили у местных и петербургских экспертов.

На радость автобусным перевозчикам

Трамвайная система, которая просуществовала в Архангельске с 1916 по 2004 год, была самой северной в мире. По экономическим причинам инфраструктурный объект свернули – якобы содержание трамвайного парка было убыточным. Защитников не нашлось, и вскоре трамвайные пути были демонтированы.

– Электротранспорт – это норма для большинства цивилизованных городов мира. Это экологично. Это эстетично. Это удобно. И то, что в 2004 году мы потеряли трамваи, – это большая трагедия, – комментирует депутат Архангельского областного Собрания Юрий Шаров. – Датский архитектор и консультант по городскому дизайну из Копенгагена Ян Гейл – известный урбанист – отмечает, что это даже не норма, а необходимость. Местные градоначальники объясняли ликвидацию разными причинами – убыточностью электротранспорта, разрушением асфальтового покрытия от его вибраций, но власти могут все, что угодно говорить, когда зависят от коммерческих перевозчиков. С ликвидацией трамваев стали буйным цветом цвести пазики, значит, это кому-то было нужно. Что касается асфальта, – надо строить нормальные дороги...

Юрий Шаров отмечает, за последние 15 лет из Архангельска уехало столько жителей, сколько сегодня проживает в Северодвинске, по его мнению, это тенденция – отток населения предопределил отказ от инфраструктурного объекта, типичного для крупных городов. Однако многие горожане до сих пор не могут простить занимавшего в то время пост мэра Олега Нилова: ликвидация архангельского трамвая стала результатом его политики. Олег Нилов прикрыл последний действующий в Архангельске маршрут №1. И после этого закрытие всей системы стало неизбежным.

Питер преодолел троллейбусный кризис

– Трамваи и троллейбусы – это вид транспорта, который безопасен, не причиняет вред окружающей среде, занимает отдельное место в транспортной системе, что позволяет не стоять часами в пробках – эта обособленная линия помогает разгрузить дорожный трафик, – отмечает координатор движения «Красивый Петербург» Красимир Врански. – Не только у вас в Архангельске, но и в других городах России этот вид транспорта уходит в историю, при этом в мире – ситуация абсолютно обратная. Там электротранспорт развивается, появляются его усовершенствованные модели, к примеру, с ветряными электростанциями, которые самостоятельно вырабатывают для себя электроэнергию.

Петербургский активист часто путешествует и видел трамваи бесшумные, быстрые, но российская тенденция такова – у нас в приоритете автобусный транспорт и пользование личным авто, а потому большие деньги тратятся на дороги, вместо того, чтобы развивать нормальную общественную транспортную сеть.

– Когда это изменится? – риторически спрашивает Врански. – Наверное, когда чиновники сами сядут в пазики и увидят все прелести совковых перевозок. А пока что они смотрят на Архангельск из тонированных окон своих иномарок и не представляют, как добираются с работы домой и обратно обычные горожане. В Петербурге, слава богу, есть общественность, которая стоит на защите троллейбусов и трамваев, переломные моменты были, но электротранспорт удалось отстоять. Очень много зависит от самих горожан – нас больше, чем чиновников. Нужно проявлять гражданскую позицию, а иначе придется ездить на китайских автобусах.

За архангельский трамвай никто не заступился

– Не оказалось среди граждан, чиновников, депутатов защитников, способных отстоять электротранспорт. А ведь власть иногда может ошибаться, и это был как раз такой случай, – резюмирует Шаров.

Между тем, в 1916 году трамваи появились в нашем городе не просто так. Как и сегодня, в городе было много деревянных домов, и строительство электрической системы было мерой безопасности. В 1914 году были положены первые пути, установлена воздушная контактная сеть, построено депо и тяговая подстанция. Трамваи были сделаны на Мытищинском заводе. Система трамвая была открыта 25 июня 1916 года. Первый трамвай прошёл от депо к зданию городской думы, а сегодня – Северного государственного медицинского университета. Первыми прокатились городские чиновники и купцы, а на следующий день трамвай был открыт для всех пассажиров. Всего за историю работы трамвайной сети было пять маршрутов.

Электротранспорт не восстановят

Троллейбусное движение появилось в Архангельске в 1974 году. Тогда был открыт маршрут №1 – от железнодорожного вокзала до Предмостной площади по улице Воскресенской.

– «Благодаря» действиям предыдущих городских управителей, которые не задерживались на посту и принимали выгодные для себя решения без взгляда в будущее, в 2008 году мы окончательно потеряли общественный электрический транспорт. Троллейбусная система была закрыта, и тогда же большая часть подвижного состава парка была распилена. На металлолом. На мой взгляд, это настоящая катастрофа для Архангельска, которую уже не поправить, – считает Дмитрий Яскорский, архитектор, внештатный советник губернатора. – Мы до сих пор слышим обещания, что троллейбусное движение будет восстановлено, но эти слова не стоят и ломаного гроша! Мы потеряли троллейбусы, трамваи, и это позорище архангельской истории. К слову, те собственники, которые в районе троллейбусного парка построили очередной огромный торговый центр, до сих пор не могут его открыть. Да и кому он там нужен?

Участок троллейбусного парка можно считать потерянным. Как считает Яскорский, если городская власть не могла содержать парк, нужно было консервировать, но ни в коем случае не отдавать площадку, оборудованную огромным количеством подстанций, подведенных коммуникаций, под другое функциональное назначение.

– Есть мнение, что электрический транспорт, несмотря на всю его эстетичность и экологичность, был убыточным, но даже если так, в других городах его сохранили, на троллейбусе сегодня можно прокатиться, к примеру, в Вологде, Ярославле, или Петрозаводске... А что у нас? Пробки из пазиков. Я до сих пор мечтаю и верю, что когда-нибудь по Архангельску снова пройдет троллейбус или трамвай, – комментирует руководитель Столыпинского клуба Юрий Матвеев. – Мы потеряли сети. Мы потеряли эти профессии. Историю. И лицо города. Пазики не украшают Архангельск, кроме того, они неудобны. Троллейбус и трамвай – это признак большого города. С телеэкранов нам говорят, что мы – столица, но разве подходит нам это слово?

Фото: Елена Ионайтис
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления