Редакция 29.ru продолжает цикл зарисовок с окраин Архангельска и области, и на этот раз пообщалась с жителями Соломбальского округа. Местные жители обижаются, — ну какая же мы периферия, мы сам город! Пока кто-то из местных гордится застройками и благоустройством, другие радуются, что спаслись от этого, заняв домики у речки.
Смотришь в окно, а там березы падают
Мы уже писали о Пирсах, Васьково, Турдеево, Рикасихе, Лесозаводе №26, Хабарке, Исакогорке, Пинежье, Бревеннике, Кегострове и Сульфате. На этот раз заглянули в Соломбалу — это исторический район Архангельска, который располагается на Соломбальских островах в дельте Северной Двины.
Новостройки, широкие парковки с множеством автомобилей, активное дорожное движение, действующие промышленные предприятия: Соломбальская судостроительная верфь, ОАО «Соломбальский машиностроительный завод», завод «Красная Кузница», завод «Стройдеталь», Соломбальский ЛДК.
— Около сорока лет я прожила в Соломбале, я бы не стала называть ее окраиной, особенно сегодня, — говорит нам Ирина Степановна, местная жительница. — Сейчас идет программа благоустройства дворов, мне кажется, не в нашу пользу. Зачем уничтожают березы? Вырубают палисаднички у домов, чтобы сделать парковки. Жаль деревья, они ведь не только радуют глаз, но и воздух делают чище. Нас, жителей улицы Красных партизан, не радует такая забота. Получается, делаем город удобным для машин, а как же люди? Что за чиновники такие? Маразм. Вот, кто-то сегодня хает советскую власть, а я по ней грущу. При Брежневе и Хрущеве всегда было, кому пожаловаться. Не нравится что-то? Идешь в обком! А сегодня смотришь из окна, как падают многолетние березки, и некуда пойти с этой бедой. Да и смысл бежать, если уже рубят?
На прогулку — идут к Ленину с радикулитом
Заглянули на берег Соломбалы, где находится парусный центр «Норд», — яхтсмены готовят свои судна к новым путешествиям и признаются, что в этом году поток туристов на Соловки стал значительно ниже, — в прошлом году желающих добраться отсюда до архипелага по волнам было в разы больше. У остановок выясняем, как часто ходят автобусы. К Соломбальскому округу Архангельска, кроме Соломбалы также административно принадлежат острова: Шилов, Хабарка, Мосеев, Молодёжный и посёлки Южной Маймаксы. На общественный транспорт с маршрутами по городу люди не жалуются, автобусы ходят регулярно, проблемно уехать разве что только в Маймаксу.
Что волнует жителей, так это отсутствие прогулочных зон, негде тут пройтись детям, старикам, мамам с колясками без машин и грязи. Единственный вариант — небольшой сквер, где стоит памятник Ленину. Местные смеются над ним, — слишком уж вождь кривой, будто его радикулит сковал. Ходят слухи в народе, что и этот небольшой кусочек скоро со всех сторон стиснут торговыми площадками, строительство которых одобрил еще Павленко. Прогулочной зоной, конечно, могла бы быть набережная, но даже там пешеходам не спрятаться от автомобилей.
Местные патриоты построили золотой терем
Однако есть в Соломбале уголки тихие, где люди поселились, чтобы жить недалеко от цивилизации, но при этом быть поближе к природе и сельскому быту с огородами и банями. Такой деревенский уголок в черте города нам открылся, когда мы перешли по мосту через речку Соломбалку. Встречные прохожие пожаловались, что в этом направлении — от Соломбалки до Кузнечихи — на природе много несанкционированных свалок. Это портит живописные виды, ради которых многие жители Соломбалы сюда приходят, как в парк, — подышать свежим воздухом.
Один из самых нетипичных, пожалуй, домиков в этой сельской соломбальской стороне — золотой резной терем. На входе написано «Ни пуха ни пера», собственно, с этой вычурной калитки все и началось.
— Хотели просто ее отремонтировать, но увлеклись, и поняли, что такой красоте должен весь дом соответствовать, — рассказывает хозяйка дома Наталья Юрьевна. — Фигуры на входе сделал наш сын Денис, он у нас неплохо рисует, и вырезал скульптуры из дерева обычной пилой, а резные украшения — муж Юрий сделал. Если вы заметили, у нас патриотическая тема присутствует в оформлении. До этого у нас дом был в российский триколор выкрашен. Мы — патриоты своей страны и Родины. Мы русские.
Золотой дом уже стал соломбальской достопримечательностью, не пройдут мимо случайные прохожие и даже специально приезжают на него посмотреть туристы. Деревянный терем часто обсуждают в сети, хозяева дома не участвуют в интернетной полемике, говорят, кто-то пишет, что они молодцы, другие ругают за безвкусицу. Они не обижаются: «Мы же не специалисты, не дизайнеры, делали эту сказку для себя». Что-то делается из подручных материалов, какие-то закупают. Когда в очередной раз они заказывают строительные материалы, чтобы сделать что-то в своем дворе и называют оператору торговой сети адрес, — Заречная, 2 — обычно на том проводе уже знают, что у них за дом такой — с рычащими медведями, резными леопардами и драконами и гербом России с двуглавым орлом.
92-летняя старожилка скучает по экс-мэру
У подъезда мы видим бабушку, она замечает фотокамеру и не пытается спрятаться. Это Ольга Александровна, ей 92 года.
— Мне зять квартиру купил в Соломбале, — говорит нам пенсионерка. — Мне не на что жаловаться. Мы тут хорошо живем. Я порой хожу на концерты в местном клубе «Соломбала-Арт», но, честно говоря, теперь нам, старикам, стали меньше внимания уделять. Вот при Павленко как было хорошо! Он приезжал сюда и лично меня обнимал. Мы с ним хорошо знакомы. Я отработала слесарем на судоремонтном заводе «Красная кузница». А потом, когда уехал, даже из Москвы мне звонил на мобильный, спрашивал, как дела. Рассказывал, что теперь в столице будет работать. Он ведь и дома у меня был в гостях. И я у него была. Друг мой, можно сказать. Думаю, он меня уважает за мой многолетний труд.
Ольга Александровна вспоминает — как увидит Виктор Николаевич ее на каком празднике, так бежит обнимать при всех. Впрочем, ее тут многие при встрече обнимают, все с ней рады пообщаться.
— Зря Павленко ругают, — вздыхает Ольга Александровна. — Столько он хорошего сделал для ветеранов войны и труда! Раньше столько праздников было, чаепитий, подарков, встреч творческих... А сейчас про нас забыли. Хорошо, что внуки и дети есть. Как-то внук меня на выступление Ваенги в центр возил, на Кобзона еще ходила в драмтеатр, но это все за денежку.
Пахнет свежим хлебом и помойками
Разговорились с местной молодежью, многие пары здесь заселяются в старые деревяшки — это неплохой временный вариант, если копишь на первый взнос ипотеки. Живут здесь, трудятся или учатся — в центре, за тридцать-сорок минут можно доехать от дома на работу или в университет. Такие пары живут, к примеру, на улице Ярославская в доме 81, говорят, что потолки здесь текут, печки рушатся, но управляющая компания ничего не делает, если только за свой счет все отремонтировать можно, но смысла вкладываться молодые люди не видят — мечтают, что скоро съедут.
— Соломбала делится на более и менее презентабельные территории, — объясняет нам Екатерина, местная жительница, — если брать центральные улицы, там хорошо развита инфраструктура, порядок, нормальные дома. А чуть в сторону пройдите, на той же Ярославской — залежи мусора, разбитые дороги и крысы бегают между домов. Такая вот разноликая Соломбала. Мусор, кстати, — это одна из главных наших проблем. Неприятно очень. Дети играют по улицам. Да и пекарня рядом. Идешь домой — пахнет свежим хлебом и помойками.
Темнеет теперь рано, с освещением в Соломбале, судя по отзывам местных, проблем нет, только жители Полярной признаются, что по темноте вечерами возвращаются домой.
— Когда мы только планировали с мужем создать семью, решили, что для проживания нам подходит именно Соломбала. Нам тут нравится, — тише, чем в городе, меньше суеты. Только вот в нашем районе вблизи Кузнечевского моста много алкоголиков, — говорит Екатерина. — Что касается центра, добраться туда не проблема, мы доезжаем на машине минут за десять. С коммунальным хозяйством проблем нет — у нас ТСЖ, мы сами следим за порядком. Многие жалуются, что с досугом здесь туго, но у нас ребенок родился, так что большую часть времени ему уделяем.
Соломбала — исторический район, который сегодня активно развивается, конечно, выбивается из ряда населенных пунктов, уже вошедших в наш цикл репортажей с окраины. Пенсионеры, молодежь, семьи с детьми, бизнесмены и дачники — каждый нашел здесь для себя что-то близкое, новостройки соседствуют с резными теремами, а от шума автомобилей можно спрятаться на берегу и покормить уток — в этой универсальности и есть, наверное, главное достоинство жизни на острове, который соединяется с городом.
Фото: Сергей Яковлев