В 2010 году социальный работник Вера Костылева создала в Архангельске приют для мужчин в трудной жизненной ситуации. Он начал работу при подворье Артемиево-Веркольского монастыря. Но в социальную службу подворья не редко обращаются и женщины — их истории еще более сложны и запутаны, но разместить в приходе их не имеют права — монастырь мужской. Такую работу уже несколько лет Вера Костылева берёт, что называется, на дом.
В год таких случаев не очень много — три-четыре, но попавшие в беду женщины иной раз задерживаются в соседках у сердобольной женщины на несколько месяцев.
— Я живу одна. Так помогать женщинам начала несколько лет назад, когда в город приезжали беженцы с Украины. Я взяла домой бабушку-беженку. Она уже была очень старенькая тогда — за 90 лет. Мы сделали ей гражданство, пенсию. Но из-за возраста она уже начала убегать из дома, потом попала в психиатрическое отделение. Сейчас там и находится — девочки из социальной службы ее навещают. Год назад так же помогла девушке из Новосибирска. Но там мы связались с ее сестрой, помогли деньгами — она уехала к себе, — рассказывает Вера Костылева.
Обычное спасение
Уже третью неделю вместе с ней в квартире на Варавино-Фактории живет 34-летняя гражданка Узбекистана Ирина Головачёва. 5 февраля женщина впервые приехала в Архангельск, в тот же вечер обратилась в социальную службу подворья за помощью — в городе она оказалась без документов и мобильного телефона. К тому же женщина ждёт ребенка — роды назначены уже в эти выходные.
Ирина родилась в Краснодарском крае, но попала в детский дом. Оттуда ее забрала семья из Узбекистана — обоих приёмных родителей уже нет в живых. Там выросла, после школы устроиться на работу не смогла — в 2007 году уехала в Россию. С тех пор уже 9 лет ее жизнь — постоянные скитания по стране, без гражданства и надежд получить собственный угол. Помогают и дают приют совершенно чужие люди — так случилось в очередной раз и в Архангельске.
Без вещей будущая мама бежала от пьющего мужа, с которым встретилась в Вельске, где хотела на время осесть.
— Мы с ним поругались, как я приехала. Оставила ему сумку, сказала, что сама приду позже — и ушла. На мою удачу на дороге остановился парень. Он довез прямо до остановки на улице Никитова в Архангельске и показал на храм Александра Невского — мол, там помогут, — рассказывает женщина.
Там она познакомилась с батюшкой и социальным работником — Верой Костылевой, которая принялась активно помогать попавшей в трудное положение женщине.
За несколько дней её поставили на миграционный учет, оформили временную регистрацию и прикрепили к больнице. Теперь в планах — получить гражданство, прописку и остаться жить в Архангельске. По словам женщины, у нее впервые появился шанс на нормальную жизнь.
Путешествие из Узбекистана в Архангельск
За ее плечами уже два гражданских брака, но ни один из супругов не хотел помочь получить хотя бы гражданство. В этих союзах у женщины родились трое детей: 11-летний Никита, 8-летняя Богдана и 5-летний Савелий.
Первый супруг, с которым Ирина жила в Подмосковье, погиб. Со вторым она познакомилась в Никитском монастыре в 2011 году. Мужчина работал там поваром, а Ирина помогала при церкви. Вместе они перебрались в Ростовскую область, стали жить при приходе в одном из посёлков под Ростовом Великим.
— Нас приютил там местный батюшка. Мы выполняли послушания: он по стройке — восстанавливал храмы, а я занималась хозяйством, ходила за скотиной. Это был маленький посёлок в пять домов. Мы жили там, дети с нами. Потом речка разлилась так, что всё затопило. После переехали в Ростов, где произошла печальная история, — вспоминает Ирина.
Мужчина начал сильно выпивать, уходил в запои. В 2015 году, будучи пьян, напал на Ирину и начал душить прямо при детях. Старший сын не выдержал и, чтобы защитить маму, ударил отчима ножом в бок. После этой истории детей отправили в детский дом. А сама Ирина просто сбежала от мужа.
Через год женщина простила его — ведь он обещал, что больше не будет пить. Они вновь жили в приходе, осенью 2017 года он сорвался.
Следующим местом для жизни Ирина хотела выбрать север — в Вельском районе живёт крестный супруга, с которым и она поддерживала отношения. Но по пути её, всё также живущую в России без гражданства, задержали, а потом выдворили из страны.
Ирина вновь оказалась в Узбекистане. Когда-то там было родительское жилье, но, по её словам, приемная мама связалась во время продажи с чёрными риелторами. Там жила при кафедральном храме в Ташкенте, потом перебралась в храм в Навои, где когда-то жила с родителями, поменяла паспорт. При этом на все передвижения, продукты, одежду у нее не было ни гроша — билеты до Навои, а позже и обратно в Россию оплатила Ташкентская и Узбекистанская епархия.
Прилетев в Москву, женщина решила вновь отправиться в Вельский район, куда, как оказалось, подался и ее супруг. После встречи с ним и очередной ссоры Ирина и оказалась в Архангельске.
План — найти своё место в Архангельске
По поводу дальнейшей жизни Ирины планы грандиозные — она не планирует покидать Поморье. Недавно Вера Костылева купила загородный дом в посёлке Ломовое. Туда планирует прописать свою подопечную. Через три месяца начнут оформление вида на жительство и российского гражданства — рождение ребёнка в России, по сведениям женщин, должно помочь получить документы упрощенно. Летом попытаются забрать старшего сына Никиту из детского дома: двух других детей уже забрали приёмные родители.
— Очень хотелось бы, чтобы было свое жильё, где никто мне не скажет «Выметайся». Своего жилья вообще никогда не было, но я всю жизнь мечтаю об этом. Никиту хотя бы перевести в детский дом поближе — пока я до сих пор между небом из землей. Сидеть на шее у Веры Дмитриевны я тоже не буду — привыкла пахать. В школе я изучала швейное — позабыла уже. Но, думаю, надо восстановить, — мечтает о будущем Ирина.
Фото: Сергей Яковлев