Сокурсники, преподаватели и коллеги-врачи удивляются, когда впервые натыкаются в социальных сетях Анастасии Чех на фотографии, где она в коротких шортах и топе крутится вокруг шеста. Приходится объяснять, что это не шест, а пилон. Не стриптиз, а спорт — один из видов воздушной атлетики. Начинающий невролог рассказала нам, как небезопасные упражнения делают её сильнее, в том числе в напряженной работе с пациентами.
«Сверстники иногда подкалывают, но я тоже шучу»
Это второй текст в серии «Яркая молодость в белом халате» — о начинающих специалистах, которые помимо учёбы и работы по профилю увлекаются чем-то необычным: пишут музыку, занимаются экстремальным спортом или делают вечеринки. Ко Дню медика мы решили рассказать несколько историй про новичков. Они рассказывают, как входят в профессию и что им интересно кроме медицины.
Анастасия Чех приехала учиться в Архангельск из Вологодской области, получила диплом СГМУ, закончила первый год ординатуры и сегодня делает первые шаги в неврологии. Ординаторы-неврологи перемещаются по базам, сначала наша собеседница трудилась в Первой городской больнице, потом перешла в больницу Семашко, а сейчас набирается опыта в областной. В свободное время она занимается разными видами воздушной атлетики. Один из которых — спорт на пилоне.
Это акробатика на стальных длинных вертикально установленных трубах. Снаряд может быть как статичным, так и иметь функцию вращения вокруг своей оси. Кроме этого Анастасия ведет занятия по фитнесу и занимается воздушной акробатикой с детьми.
«Когда говоришь сверстникам, чем увлекаешься, могут пошутить — стриптизёрша что ли?»
— Да, не все люди знают про этот спорт. Но когда показываешь им видео, объясняешь, насколько высоки требования к выполнению разных элементов, какая нагрузка идет на разные мышцы, — становится ясно, что это серьёзная дисциплина, требующая постоянных тренировок. Так что я не обижаюсь, когда кто-то меня подкалывает, просто рассказываю, насколько это сложно и интересно.
«Упала с трех метров от пола. Но зато теперь не боюсь»
Интерес к этому спорту появился ещё в школе, Настя увидела видео с одного из чемпионатов, где спортсменка делала разные воздушно-акробатические упражнения. Ей показалось это очень красивым, и она загорелась целью — обязательно когда-нибудь научиться. И это удалось во время учёбы в университете, на третьем курсе.
— Мы с подругой просто записались на пробное занятие, и меня затянуло, — говорит Анастасия. — Это для меня сегодня не только увлечение, но и возможность поддерживать себя в форме. Физическая нагрузка полезна. Спорт на пилоне и воздушная атлетика развивают силу — чтобы поднять себя на пилон, нужно постараться, и чем ты тяжелее — тем сложнее это сделать. Развивается гибкость — в идеале это и способность сесть на шпагат — для этого мы постоянно делаем растяжку.
Как невролог Анастасия отмечает, что такая гимнастика полезна для костей и суставов. С тем же позвоночником, если его систематически разминать, развивать мышечный корсет, проблем будет меньше.
— Конечно, бывало по-всякому. И падать приходилось — не без этого, — говорит Настя, - Однажды на одном из первых занятий я хотела побороть свой страх высоты и забралась под потолок — на три метра от пола. Упала»
Внизу был мат, девушка не пострадала. Но зато поняла — падать не страшно.
— Воздушная атлетика делает меня сильнее, и не только физически. Если научно объяснять — это выброс гормона радости. Переключаться на такие занятия от работы — очень важно. Здесь, в студии, я ощущаю душевный подъем.
«Одни хотят в Норвегию, другие
—остаться, третьи — в район»
В работе Анастасия не разочаровалась — на этом этапе ей и другим новичкам активно помогают опытные коллеги.
— При этом всё, конечно, не так радужно, как я себе представляла, когда поступала в СГМУ, — говорит Анастасия. — Изнутри уже видишь большие сложности, и не только финансовые. Иногда я ловлю себя на мысли, что между медработниками и пациентами теряются доверительные и уважительные отношения, — а ведь только это может стать залогом успешного лечения. Некоторые относятся к медикам как к обслуживающему персоналу и считают, что весь с диалог с врачом строится на фразе: «Вылечите мне это». И никаких усилий от самого пациента как будто не нужно. Это не так. Нам проще работать, если человек сам тоже готов приложить усилия, партнерство просто необходимо.
«Врачи лечат болезни, а здоровье нужно добывать самому»
Анастасия старается сохранить баланс не только в гимнастике: в медицине одинаково опасно быть абсолютно уверенным в себе и слишком сомневаться — это может усложнить процесс лечения — нужна золотая середина.
«Ты чувствуешь напряжение: должен помочь человеку и при всех своих благих намерениях не навредить»
— Я рада, что сегодня есть пациенты, которые тянутся к молодым врачам. Всё-таки у всех поколений медиков специфика обучения разнится, база одна, но стандарты и подходы другие. Педагогика, конфликтология, психология, — раньше на это акцента такого не было, как сегодня. То есть врачей сегодня учат ещё и общению с людьми.
Многие ребята из ординатуры при поступлении заключили целевые договоры с медучреждениями — завершив обучение, они вернутся туда работать. Это и Мурманская область, и Республика Коми, и районы Архангельской области.
— Многие хотели бы остаться работать здесь, — говорит Анастасия, — особенно в в центральных больницах. Некоторые ребята хотят за границу. Знаю точно, что для переезда рассматривают Норвегию, а еще в Испании сейчас не требуется подтверждения диплома — то есть наш актуален для их учреждений. У меня самой заключен договор с больницей в Череповце, буду по итогу работать там. За это время Архангельск стал мне родным, помню, как я удивлялась и плохому, и хорошему. Не смогу забыть резкий запах Сульфата. Но и чудесную речку с ее волнами тоже буду помнить долго. Когда я была на Краснофлотском впервые, увидела прилив, — как береговая линия с огромной скоростью скрывается. Я раньше думала, что такое бывает только на море.
Ягры, Северная Двина, Белое море, — всё это останется в памяти Анастасии, когда она продолжит свою карьеру в Череповце.
— Многие мои одногруппники хотят остаться в Архангельске, чтобы сделать его лучше своими силами. Так что Архангельск вполне может быть городом, в котором кто-то ставит цель остаться и развиваться, — это вполне возможно.
Елена Ионайтис