Пока в разных городах обсуждают мусорную реформу, и в частности — переход к домашней сортировке отходов, в деревнях это уже давным-давно практикуют. Не в обиду городскому жителю: как ни странно, бабушки и сельские мужики знают о ресайклинге, то есть переработке и повторном использовании, на практике больше, чем экоактивисты-теоретики. И я убеждаюсь в этом каждый раз, когда еду в родную деревню Сульца Пинежского района.
Я выросла в деревне, и там раздельный сбор мусора — привычный быт. Конечно, модных контейнеров у сельских жителей нет, но зато есть главное: осознанность сортировки, ее необходимость в хозяйстве, и потому — полная осмысленность этого естественного процесса. Все то, чего пока горожанам не достает. В Архангельске люди, проживающие в благоустроенных квартирах, пока думают о глобальном (что уже хорошо).
«Переработка вторсырья и прочее — это еще не стало частью городского быта. Только идеи. В деревне — всё иначе»
В Сульце, по опыту своих родителей, родственников и знакомых, я знаю, что бумагу, какую можно, сжигают в печке, — ее все равно надо топить, заодно и от мусора избавляются. Никогда ни одной коробки не выкидывали, всё в топку. Очистки от картофеля, других овощей — коровам, свиньям. Кости, недоеденный суп — собакам. Даже сейчас, когда нет коровы, родители собирают пищевые отходы и отдают тем, у кого животные еще остались.
Все тонкие пакетики и большие прочные мама скрупулёзно собирает, заворачивает и обязательно повторно использует. Так же с банками, хорошей пластиковой якобы «одноразовой» посудой, например, ведерками из-под майонеза. Некоторые такие упаковки еще долго служат как контейнеры для обедов или сыпучих продуктов. Пластиковые «полторашки» в Сульце тщательно моют, наливают туда молоко и продают в соседнее село. Одежду старую перешивают — делают плетеные коврики и лоскутные одеяла, заплатки на потрепанные вещи, наволочки для подушек. Старыми тряпочками утепляют новые строящиеся дома и бани.
Помню, как папа собирал банки из-под сгущенки, потом разрезал и полосочки жести где-то в быту использовал. Из старых шин целые шедевры делают — вазы для цветов, лебедей. У нас в огороде стоят, мы их красим ежегодно, чтоб вид отличный был. Папа был пожарный, и у нас вместо веревки у качели на улице старый ненужный, но очень прочный пожарный шланг, — просто счастье для детворы. Всё железо мужики собирают у дома в кучки, в гаражи — авось чего и пригодится.
В магазин ходят с тканевыми сумками уже сто лет и больше. Старые коляски, велики чинятся и передаются из поколения в поколение. Компостные ямы делают — на удобрение потом используют. Пока чиновники думают заставить людей дома разделять бумагу, пластик, стекло и прочее, сельские жители даже пищевые отходы разделяют. Это же сортировка в сортировке: в одну ёмкость — чайные пакетики, в другую — яичную скорлупу, и всё это — удобрение для огорода.
«И этот быт заложен годами и задолго до моего рождения»
Ведро прохудилось, вода не держится. Его не выкинут. Картошку копать пригодится! Если ручка у ведра оторвалась — приварят на сварке. У нас в деревне есть ведра ещё бабулины.
И я могу написать еще очень много примеров, когда на мусор, который в городе вдохновляет людей только на бросок в помойку, в деревне смотрят творчески. Смотрят со смекалкой. То ли от нужды, то ли по старой привычке после сложных времён — старшее поколение, выживавшее в девяностые, поймёт.
Конечно, нельзя говорить, что мусора в деревне нет и в переработку идет всё. Контейнеры там нужны и отлаженная система вывоза — это безусловно. Но каким будет тариф для жителей деревни, у которых мусора очевидно меньше, чем в городе. Единым?
Ресайклинг, сортировка по фракциям — этих слов многие жители городов, и тем более деревень, не знают. Но пока в городе только привыкают, в деревнях и сёлах без экофорумов вовсю используют. Почему? Потому что у деревенских есть ответ — зачем. Они понимают, видят, как мусор может быть полезным. А городской житель ничего не знает о судьбе пакета, который выбросил в помойку недалеко от дома. Да и будет ли у этого мусора иная судьба, кроме складирования или захоронения? Отсюда и сложности в принятии новых бытовых привычек.
Оксана Булыгина