Недопонимания, конфликты, иногда на пустом месте, и демонстративные уходы из дома — некоторые дети так бы могли коротко описать свои отношения с родителями в период взросления. Поводом для ссоры может оказаться пустяк или просто неумение вовремя остановиться и услышать детям родителей, а родителям — детей. Рассказываем три истории подростков из Поморья, для которых конфликты с родителями стали причиной ухода из дома.
От мамы и папы — в детский дом
12-летняя Алина (имя изменено) жила с родителями и сестрой — как говорится, в обычной и ничем особым не выделяющейся семье. Казалось, что у ребенка всё хорошо, но наступил момент, когда она начала сбегать из дома. Её разыскивали и возвращали в семью снова, но девочка всё равно убегала. Делала она это не одна, а в компании с подругой-ровесницей. Ночевали где придется, так же искали еду. Алина забросила учебу в школе. Когда после одного из побегов её вновь нашли, то отправили уже не домой, а в центр временного пребывания детей.
Там она попала на прием к уполномоченному по правам ребенка и первым делом спросила: «Как можно лишить родительских прав мать и отца?» В разговоре девочка призналась, что убегает из дома от непонимания — родители не слышат её и не хотят понять.
Как бы вы не убеждали меня, я не хочу домой!
При этом она не соглашалась вновь попробовать наладить диалог с родными: была уверена, что её как не понимали, так и не поймут. Родители звонили, а разговаривать не хотелось. Если телефонный диалог всё же завязывался, то Алина начинала искать моменты, когда можно было бы сказать колкость. В итоге звонки не заканчивались на позитивной ноте.
Разговоры с девочкой и родителями привели к тому, что ее решили отправить в социально-реабилитационный центр, где с ней работали психологи и социальные работники. Но надолго её не хватило и там: снова сбежала.
Свободная жизнь без каких-либо ограничений успела понравиться ей гораздо больше, чем родительский контроль или порядки в спеццентрах. Алину отправили в детский дом.
«Я никуда не хочу идти»
14-летняя Ольга (имя изменено) — старшая дочь в многодетной семье. Родители доверяли ей заботу о младших братьях и сестрах — она справлялась. Но почему-то всё равно взамен получала родительское неодобрение и придирки. Поддерживала девочку только бабушка, но с ней удавалось побыть нечасто — та жила в другом городе.
Однажды утром Оля, выйдя в школу, резко изменила маршрут и оказалась на пороге местного отдела опеки. Девочка говорила:
Никуда идти не хочу и что делать дальше — не знаю.
Домой возвращаться ей не хотелось. Специалисты убедили её пойти на учёбу, а затем направили в социально-реабилитационный центр.
Буквально за две-три недели там Оля превратилась в совершенно другого человека: стала рисовать, танцевать, проявила свои организаторские способности. Она наконец почувствовала себя нужной и осознала, что её труды замечают и одобряют, чего, к сожалению, в семье не хватало.
С её родителями сотрудники центра тоже пообщались — контакт стал постепенно налаживаться. Через четыре месяца она вернулась домой.
Когда сбегал, надеялся, что родители его ждут
После того как родителей Максима (имя изменено) лишили родительских прав, мальчика взяла в свою семью родная тетя. Она живет в другом регионе, куда и забрала мальчика еще несколько лет назад. С родными родителями он расставался тяжело.
Когда ему было 15, жизнь в семье тети, со слов мальчика, стала невыносимой: она часто скандалила с мужем, и оба супруга в итоге срывались на подростке. Максим не выдержал ссор и придирок — сбежал. К родителям приехал на попутках. Думал, если не сразу в родную семью, то хотя бы в интернат в своем регионе попадет — всё ближе к родителям.
Как рассказывал мальчик, ему хотелось увидеть маму. Где-то в душе он надеялся, что и она ждёт встречи с ним. Воспоминания из детства рисовали самых близких людей любящими его — такими Максим их запомнил. Но чуда не случилось. К сожалению, мама не стала предпринимать никаких шагов по восстановлению в родительских правах, чтобы забрать сына домой.
Забрать мальчика снова приехала тётя. Говорила, что они с мужем Максима любят, понимают, как ему трудно. И мальчик решил вернуться в их семью — его ожидания от своих родителей, к сожалению, не оправдались.
«Не молчите»: комментарий уполномоченного при губернаторе Архангельской области по правам ребенка Ольги Смирновой
Чувство одиночества, непонимания у ребёнка, особенно в подростковом возрасте, к сожалению, иногда возникает. Оказавшись в такой ситуации, ребенок может поступать по-разному, так, как он это понимает. Взрослому важно эти детские чувства заметить, стараться их вовремя понять и помочь в них разобраться. Со своей стороны, если ситуация достигла критического момента и ребенок звонит нам или приходит на приём, мы стараемся разобраться, оказать помощь, при необходимости привлечь специалистов. Но самое главное — это понимание детей родителями, готовность и тех, и других идти навстречу друг другу.
В первые годы работы подобных обращений было не очень много, сейчас стали чаще обращаться дети. К сожалению, часть из них понимания в семье не находят. Когда я встречаюсь с родителями, стараюсь обратить их внимание на то, что взрослым важно наладить отношения со своими детьми. Главный совет — уделяйте больше внимания ребенку. В своем режиме дня нужно найти хотя бы 20–30 минут, когда вы откладываете абсолютно все дела, подальше убираете все смартфоны и просто общаетесь со своим ребенком, даже если он к диалогу, как вам кажется, и не склонен.
Буквально на днях одна мама мне сказала: «Он ведь теперь со мной не особо разговаривает — уже не маленький».
Но вы присаживайтесь к нему сами. Уловите момент, когда и он не занят. Если ребенок не настроен разговаривать, просто посидите с ним, помолчите и потом уже постарайтесь наладить с ним диалог. С первого раза он, может, и не откликнется, но вскоре поймет и оценит. Для наших детей очень важно ощущать, что мы рядом, что они нам очень дороги и как сильно мы их любим.