29.RU уже рассказывал о том, как социальный работник при храме Александра Невского в Архангельске Вера Костылева организовала у себя дома частный приют для бездомных и одиноких людей. Узнав продолжение истории, корреспонденты снова наведались в частный приют и пообщались с его новыми жильцами.
«Я вижу! Жизнь продолжается»
Много лет Ольга Власова жила на краю Силикатного, на заброшенной даче вместе с сожителем Андреем и группой других бездомных: без документов, без работы, без каких-либо удобств, выживали с помощью огорода. Выпивала, конечно, не отрицает. И, кроме этого, она постепенно теряла зрение, пока не ослепла окончательно. Потом их «избушку» на краю леса сожгли.
— Если по-честному, дураков везде хватает. Пьяные молодые люди шли мимо, решили докопаться. Я уже тогда слепая была. И дом, где я жила, они сожгли. Сама я во этой всей ситуации виновата: никого не виню, кроме себя, — рассказала Ольга.
Еще года три с Андреем после этого они скитались по заброшенным участкам. В 2017 году мужчина заболел и умер. Слепая Ольга осталась совсем одна. В избушке с одним окном и печкой-буржуйкой посередине Ольга и прожила в одиночестве зиму после его смерти. Дрова, воду и еду ей приносили друзья. Но дальше так продолжаться не могло.
— Один добрый знакомый посоветовал мне обратиться к Вере, в приют при храме Александра Невского. Так я с ней познакомилась, — сказала Ольга.
Уже полтора года как Ольга живет у Веры в квартире. Недавно ей сделали операцию: врачи офтальмологической областной больницы восстановили зрение на один глаз. Деньги на платную операцию помог собрать Центр социальных технологий «Гарант».
— Люди добрые помогли. Я вижу! Жизнь продолжается. Врачам и всем, кто принял участие в моей судьбе, — низкий поклон, огромное спасибо и дай Бог здоровья. Благодаря Вере я также избавилась от вредной привычки — пристрастию к алкоголю. Вот уже полтора года как я не употребляю, и не хочется. Спасибо, я очень рада, — благодарит Ольга.
В доме Веры одно строгое правило — трезвый образ жизни. Ольга пока нигде не работает, но всегда, даже будучи слепой, вязала. Теперь с вернувшимся на один глаз зрением это делать куда проще. Этим хобби она и занимается в свободное от хозяйственных дел в квартире время. Вязанием увлекается и ее соседка Инна, которая тоже раньше была бездомной и нашла приют в доме Веры Костылевой. Кроме того, женщины научили вязать и свою спасительницу. Теперь они готовятся продавать на благотворительной ярмарке свои изделия в середине декабря: сумки, носки, варежки. В дальнейших планах у Ольги также восстановить свои документы, сгоревшие в пожаре, и сделать операцию на другой глаз.
Дети Ирины-Шахерезады — в новой семье
— Люди по-разному здесь появляются. Все началось с того, что когда в 2014 году после закрытия пунктов временного пребывания для беженцев из Украины в городе остались люди, которые как бы зависли: не успели сделать гражданство, найти жилье и прочее. Среди них были старики. Дедушку определили в приют для бездомных при храме Александра Невского, а бабушку было некуда деть, так как в приют принимают только мужчин, и вообще у него специализация на работе с освободившимися заключенными, у которых нет жилья и работы. Поэтому я бабушку взяла к себе, — рассказала Вера Дмитриевна предысторию.
Приют — это пристанище для бездомных мужчин при храме Александра Невского в Архангельске, где Вера трудится социальным работником с 2007 года.
Бабушка из Украины прожила у нее полгода. Потом у нее возникли тяжелые проблемы с психикой, она начала убегать из дома. Из-за этого ее определили в психиатрическую больницу. Но «социальная квартира» Веры Костылевой с тех пор не пустовала. Среди жильцов были в основном зависимые люди, которым нужно было помочь сделать документы.
А в начале 2018 года с ней поселилась беженка из Узбекистана Ирина Головачёва. Он обратилась к Вере, когда уже была практически на сносях. О том, как она попала в трудную жизненную ситуацию, 29.RU уже подробно рассказывал. На будущее в Архангельске Ирина строила грандиозные планы: сделать гражданство, поселиться в загородном доме в поселке Ломовое, который принадлежал Вере, и забрать из детского дома своего сына Никиту. Но, увы, прожив после родов три месяца в социальной квартире, Шахерезада, как ее называет Вера, сбежала. Новорожденная Маша осталась в доме малютки.
Где сейчас Ирина — никто не знает. Зато у Маши судьба сложилась невероятно. Ее удочерила семья Скориных из Краснодара. Мама Яна очень заинтересовалась судьбой девочки и через органы опеки связалась с Верой. Узнав, что у беженки Ирины были еще дети — то есть братья и сестры Маши — она захотела их найти. Оказалось, что двое уже определены в семью. Но вот Никита по-прежнему жил в школе-интернате в Ростовской области. Сейчас Скорины оформляют документы, чтобы забрать и его в семью. Никита уже приезжал к ним в гости, увидел сестру. Все очень надеются, что Новый год семья будет встречать уже вместе. Веру Костылеву Скорины определили в бабушки усыновленных детей и обещают, как только все наладится с оформлением, приехать погостить в Архангельск.
Из бездомных — в бизнесвумен
В квартире Веры, которую она уже позиционирует как частный приют для инвалидов и пенсионеров и намерена оформить это официально, сейчас помимо Ольги и Инны живет еще Виктор, а также тоже бывшая бездомная кошка с тремя котятами. Всей этой компанией жильцы хотят весной переехать в тот самый дом в поселке Ломовое, в котором должна была поселиться беженка Ирина.
— Недавно я прошла школу фермеров, вдохновилась и хочу теперь там сделать фермерское хозяйство — дом трудолюбия, как было у Иоанна Кронштадтского. Может быть, еще кто-то к нам присоединится. Там такой финский домик с трехкомнатными квартирами на три семьи. Есть участок земли, где можно курочек завести, коз. Также посадим плодово-ягодные кустарники, будем сушить ягоды, делать фиточай. В общем, займемся немножко бизнесом, — рассказала о планах Вера Дмитриевна.
Бывшая бездомная Ольга Власова кивает: когда сделает документы, она согласна быть бизнесвумен. В прошлом году она побывала в домике, и ей там очень понравилось.
— Корову, может, заведем, — мечтает она.
О своих причинах помогать бездомным людям Вера говорит просто:
— Дети уехали, я одна. По-разному люди, бывает, себя находят. Я нашла себя в этом деле. Люди пришли сюда, потому что они нигде больше не могут получить помощи без документов: ни работы, ни пенсии, ни инвалидности. В нашем приюте сама обстановка располагает к тому, чтобы избавиться от зависимостей и вернуться к нормальной жизни.
Вместе с подопечными она каждый день перед домашним иконостасом читает акафист (гимн, хвалебное песнопение, благодарение. — Прим. ред.) любимому святому Спиридону Тримифунтскому.
— Он считается покровителем бездомных. В этом акафисте говорится, что двери его дома всегда были открыты нуждающимся. И мы, можно сказать, берем его жизнь за образец. Надо же к чему-то стремиться — к чему-то доброму и светлому, — подытожила Вера Дмитриевна.
С 2016 года помощь в ее квартире нашли 7 мужчин и 15 женщин.
В 2016 году Вера Костылева стала «Женщиной года» в Архангельской области за свою социальную работу в приюте при храме Александра Невского. Подробную историю исчезнувшей Ирины-Шахерезады из Узбекистана читайте в материале 29.RU.