13 декабря во втором чтении городского бюджета на 2020 год будет решаться судьба дизайн-кода Архангельска. Уже около года идут разговоры о его внедрении в городское пространство и о том, что он может принести городу. Тем не менее,в бюджет внесена поправка — депутат Вячеслав Широкий считает, что деньги, которые предполагается выделить на разработку этого документа, нужно направить на ремонт участка дороги в Соломбале.
О том, почему городу необходим дизайн-код, можно ли очистить дома Архангельска от «рекламной чешуи» и как в других городах используют правила размещения баннеров и вывесок — об этом в своей колонке рассуждает заместитель главного архитектора города, главный художник Архангельска Михаил Трещёв.
Архангельск уже три года участвует в федеральном проекте «Формирование комфортной городской среды», который направлен на улучшение общественных территорий города: создание новых парков и скверов, красивых и функциональных дворов, снижение самовольной хаотичной рекламы на фасадах зданий и уменьшение «визуального мусора».
С парками и скверами вроде бы всё ясно — мы видим, как администрация работает над созданием зелёных зон, пусть и не всегда соответствующих понятиям о качественном и современном благоустройстве. А что же происходит с рекламой? Вокруг нас — развевающиеся на ветру рваные и грязные баннеры, заклеенные наглухо витрины и окна, пульсирующие «бегущие строки»... Иногда фасады домов превращаются в самый настоящий «винегрет» из цветных лоскутков рекламы.
Самый мощный и действенный инструмент для того, чтобы начать борьбу за избавление домов от «рекламной пестроты», — это дизайн-код города. Для тех, кто не знаком с этим понятием, поясню. «Дизайн-код» — это документ, свод правил по размещению элементов рекламы, благоустройства, оформления киосков и остановок и т. д. Помимо прочего, он наглядно иллюстрирует как можно, а как нельзя размещать вывески и рекламу на домах, учитывая их особенности и архитектурный стиль.
Как главный художник города я искренне надеюсь, что у нас всё-таки получится разработать этот документ и приступить к его внедрению, ведь мы уже более года работаем над этим вопросом: детально изучили практику других городов, разработали подробное техническое задание и объявили закупку. Если закупка пройдёт успешно, то вскоре мы заключим контракт с компанией-разработчиком и получим готовый документ уже в июне 2020 года.
Как раз в ближайшее время мы узнаем, будет ли Архангельск, как и другие города, следовать приоритетам страны на повышение качества городской среды или пойдёт «своей дорогой». Несмотря на то, что мы уже на этапе торгов и на эти цели выделены деньги из бюджета города, всё ещё есть возможность изменить решение и снять финансирование.
На прошлой неделе один из депутатов Архангельской городской думы внёс поправку в бюджет о том, чтобы снять деньги с разработки дизайн-кода и направить их на ремонт участка дороги в Соломбале. Если эту поправку поддержат остальные депутаты 13 декабря, то Архангельску, увы, придется забыть про чистые фасады и комфорт городской среды. Кстати, из-за этого Архангельску могут также сократить федеральное финансирование по созданию общественных территорий и дворов, так как внедрение дизайн-кода — это одно из условий успешного выполнения федеральной программы «Формирование комфортной городской среды».
На разработку дизайн-кода предусматривается 3 130 000 рублей. Не маленькая сумма по провинциальным меркам, но и не большая.
Мы провели анализ схожих закупок — цены разнятся от 7 до 20 миллионов рублей за полный пакет документов. Но в нашем случае разрабатываются только требования к вывескам и рекламе на фасадах.
По мнению депутата, главный художник может разработать такой документ самостоятельно и имеет на то полномочия, согласно должностной инструкции. Однако это не так, он не прав. Дизайн-код — это очень серьезный документ, требующий командной работы: это и предпроектная аналитика и анализ типологии городской застройки, коллективный труд архитекторов и дизайнеров. Предложение разработать дизайн-код главному художнику в одиночку сравнимо с предложением главному архитектору одному разработать генплан города или министру автомобильных дорог пойти самому укладывать асфальт. «Администрация должна администрировать» — координировать разработку, связывать между собой всех участников процесса: разработчиков, горожан, бизнес-сообщество.
Безусловно, городу очень важно и расселение ветхого жилья, и ремонт дорог. Важно понимать, что эти проблемы требуют постоянного, каждодневного внимания и решаются планомерно и не за один раз. Дизайн-код — это стратегический документ, призванный работать долго и быть важным инструментом как для администрации, так и для горожан. Поэтому несправедливо говорить, что из этого более важно.
Город всегда будет испытывать те или иные проблемы с инфраструктурой, но это не значит, что нужно забывать об эстетических аспектах.
Важно понимать, что горожане — главные пользователи города. Городская среда нас формирует, в том числе — наше чувство красоты, порядка и эмоционального комфорта. В городе растут наши дети. Если они с ранних лет видят пёстрые грязнющие панно из рекламы на домах, то уже на раннем этапе воспринимают это как норму, а значит, что и сами продолжат эту печальную тенденцию в будущем.
Я понимаю, что для многих дизайн-код — это просто очередной чиновничий документ. Людям сложно понять, зачем нужно тратить бюджетные деньги на очередной нормативный акт. Но в России уже есть примеры удачного использования дизайн-кодов. Самый яркий — это Москва. Там в пределах Садового кольца привели в соответствие всю рекламу и вывески на домах. Теперь центр столицы не узнать, сравнивая с тем, что было еще лет 5–10 назад.
Есть и ряд других городов: это Саратов, Казань, Нижний Новгород и еще много других. Там после разработки дизайн-кодов начали активно внедрять их на пилотных участках. Брали участок улицы, собирали всех собственников, объясняли важность мероприятия и все вместе очищали фасады от излишней информации. После того как люди видели конкретное улучшение в городе, упрощалось дальнейшее внедрение дизайн-кода.
Создавая парки, скверы, избавляясь от «визуального мусора», очищая здания от ненужной рекламы и вывесок, мы обеспечиваем благоприятные, комфортные условия для пользования городским пространством, даём лишний повод не уезжать из города, сохраняем «человеческий капитал». Только так город может жить и процветать.