Сегодня, 11 марта, 29.RU вел прямую трансляцию традиционной встречи главы Архангельска Игоря Годзиша с журналистами. Он говорил о решении «АМПК» закрыть проект по раздельному сбору мусора и работе регоператора, установке мусорных контейнеров на островах, закрытии набережной от машин, долгах МУП «Спецтрест» и многом другом. Короткую версию основных тем и новостей смотрите в карточках. А для тех, кому лень смотреть беседу на видео два часа длиной, мы также публикуем другие важные (и местами веселые) отрывки из диалога градоначальника с представителями СМИ.
Нельзя ли нанять дворников?
Первым делом журналист Илья Азовский пожаловался от лица всех горожан на то, что «в эти дни хотел бы надеть нормальную обувь (хотя бы как у вас), но это невозможно, если ходишь по городу пешком», и спросил, нельзя ли принять меры?
— Вы имеете в виду тот песок на тротуарах? И наледь, я понял. Вот эти переходы через ноль [температурные] требуют от нас в любом случае посыпания песком. Каждые двое суток эти переходы: то мы в мороз уходим, то практически в дожди, приводит к тому, что эта грязь образуется. Поэтому, коллеги, либо борьба со льдом, либо чистота. Пока нужно пережить просто этот период времени, — посоветовал Игорь Годзиш.
Спросили у главы города, почему нельзя нанять дворников для уборки города?
— Привлечение дворников сегодня практически в 10 раз дороже, чем те объемы, которые сегодня планирует и тратит город на уборку территории механизированным путем. Город может себе позволить только то, что он может себе позволить, — ответил он.
О сходе асфальта вместе со снегом
Журналист Елена Доильницына обратила внимание Игоря Годзиша на то, что в этом году асфальт сошел быстрее снега в тех местах, где были ранее ремонты, и задала вопрос о том, в каких местах, где это так же происходило ранее, подрядчики по гарантии восстанавливали дорожное покрытие за свои деньги?
— На тех дорогах, которые были отремонтированы, за несколько месяцев асфальт не сходит. За исключением тех случаев, когда работает «ТГК-2», «РВК-Архангельск», да, они наносят ущерб асфальтобетонному покрытию дорожной отрасли. Те дороги, которые сегодня в аварийном состоянии, а это более 200 тысяч квадратных метров (это то, что мы посчитали сейчас, по весне), — это все дороги, где ремонт был очень давно, — отметил глава города.
По его словам, те дороги, которые были отремонтированы по нацпроекту «Безопасные и качественные дороги» прошли испытание сезоном и стоят. Приемкой качества работ подрядчика занимается не комиссия города, а независимая лаборатория. Игорь Годзиш признал, что ремонты не поспевают за потребностями.
— Весна этого года показывает, что городу реально надо вкладывать в ремонт дорог больше средств. Сегодня уже запланирована встреча с губернатором области, где мы будем обсуждать вопрос более серьезного участия региона в вопросах дорожного ремонта и дорожного строительства в Архангельской области. <...> В первую очередь встреча будет посвящена дороге на Карпогорской [улице], которой, этой дороги, просто не существует: там есть проезд и проектная документация, и все. Ну и вопросу, связанному с ямочным ремонтом, потому что мы понимаем, что 38 миллионов рублей, которые есть [на это] у города, будет недостаточно для того, чтобы закрыть более 200 квадратных метров проблемных дорог, — сказал градоначальник.
На вопрос о том, на каких участках в Архангельске подрядчики переделывали по гарантии ремонты и сколько было таких случаев, Игорь Годзиш с помощью подсказок журналистов в ходе разговора вспомнил, что такое происходило с улицами Розы Шаниной и Гагарина, и с Никольским проспектом.
Про урны для собачьих какашек и парки
После того, как обсудили дороги и тротуары, один из корреспондентов сказал главе города, что одна из самых актуальных проблем в Архангельске по весне — собачьи какашки, а еще недостаток специальных урн для того, чтобы выкидывать экскременты животных. Он спросил, когда такие урны появятся и будет ли обустроен парк для выгула животных.
— Пока коллеги-собаководы задавали вопросы не столько о парке для собак, сколько о площадке для тренировок. Департамент строительства разработал предложения по размещению этих площадок в городе, какое насыщение будет на этих площадках. Мы готовимся к тому, чтобы сделать это предметом общественного обсуждения: примут люди или нет то, что предлагают архитекторы. По парку для выгула смотрели территорию на острове Краснофлотский, но это пока еще даже не на уровне проектной идеи. Это как вариант, исходя из опыта, который реализован в Портленде, — ответил Игорь Годзиш.
— Но это же очень далеко, неужели нет в центре города места? — уточнил журналист.
—В центре города для парка? Нет. Однозначно нет, потому что парк — это все-таки достаточно большая территория. И вы говорите о прогулках с собакой и невозможности выкинуть продукты ее жизнедеятельности. Что мешает выкинуть в обычную урну? — поинтересовался градоначальник.
—Но на набережной их в принципе мало. Вот от улицы Садовой и до «Алвиза» практически нет урн, — возразил корреспондент.
— Это в зимний период какое-то количество урн убирается для обеспечения механизированной уборки набережной, а летом восстанавливается большее количество урн на набережной, — объяснил руководитель Архангельска.
Спросили у Игоря Годзиша о том, будут ли вообще в центре Архангельска обустраиваться парки. Он ответил, что есть вариант расширить парк Ломоносова за счет той территории, которая освободится после сноса деревянных домов. Также в департаменте градостроительства думают над тем, где в городе можно было бы разместить небольшие скверы на месте снесенных авариек.
Об автобусной реформе
Журналист Инга Шаршова вспомнила другую актуальную для архангелогородцев проблему — автобусные перевозки. Она поинтересовалась, могут ли северяне ждать продолжение обновления автопарка в столице Поморья, как будут чиновники отвечать на жалобы людей на работу «сдвоенного» маршрута № 10/7у, а также появятся ли льготы на проезд для школьников.
— В этом году мы закончим переход на соотношение примерно 50 на 50. То есть 50% машин должны быть низкопольными среднего и большого класса, и 50% машин, которые нам всем хорошо знакомы, — пазики с высоким полом. Но при этом задается все равно планка по возрасту автобусов. Что касается оптимизации, спаренных маршрутов и так далее, то мы идем по той транспортной схеме, которую в свое время разработал институт, и мы ее публиковали. Но сейчас, исходя из опыта работы и количества перевезенных человек, ассоциация перевозчиков выходит с теми или иными предложениями по изменению маршрутов, перенаправлению и так далее. Каждый из таких вопросов рассматривается отдельно и принимается решение, — ответил Игорь Годзиш.
По его словам, он предложил увеличить штраф с одной до десяти тысяч рублей перевозчикам за то, что автобус «пропадает» из расписания и ничем не заменяется. Сейчас в среднем «исполняемость» маршрута в архангельских автобусах — 90–92%. Вопрос о стоимости билетов, как рассказал Игорь Годзиш, станет обсуждаем летом 2020 года, когда все перевозчики должны будут перейти на онлайн-кассы. Тогда и будут говорить о льготах для школьников и студентов.
О судьбе лесозаводов и памятника Ленину
Журналист издания «Бизнес-класс» задала Игорю Годзишу тот же вопрос, что и год назад. Она интересовалась судьбой бывших производственных площадок в черте Архангельска — это площадки на 3-м лесозаводе, Соломбальского ЦБК и Соломбальского ЛДК. Нашлись ли для них инвесторы?
— «Регион-лес» реализует проект [возрождения деревообработки и производства на третьем лесозаводе]. Для того, чтобы нормальным образом реализовался сам проект, необходимо внести изменения в генплан, в документы. Генплан на завершающей стадии, будет утвержден. <...> Для нас это интересный проект: порядка 120 рабочих мест и возврат площадки к тому, к чему мы привыкли. Уже вложили достаточно серьезное количество средств в эту площадку, и мы визуально это видим, — ответил глава Архангельска о будущем ЛДК им. Ленина.
По площадкам ЦБК и ЛДК в Соломбале предложений по реанимированию производства нет. По словам Игоря Годзиша, были варианты отдать территории под жилье или соцобъекты, но «это дело будущего, ситуации не сегодняшнего дня», а земля пока еще находится в собственности у бизнеса.
Журналист Елена Доильницына рассказала главе Архангельска о состоянии памятника Ленину на площади Терехина в Соломбале.
— Он уже скоро сломается пополам, от него все время что-то отлетает, а там гуляют дети. Вот чего мы все время ждем? Может, его как-то демонтировать? Он ужасно выглядит, стоит без пальцев, весь в трещинах, — спросила она.
Игорь Годзиш не одобрил идею убрать с площади вождя мирового пролетариата.
— Вопрос демонтажа этого памятника не обсуждался. Это очень такая опасная тема — демонтаж каких-либо памятников. Он [Ленин] не считается памятником, но для многих людей все равно дорог. Поэтому обсуждался только ремонт, и один из депутатов гордумы вообще выходил с инициативой ремонта всей прилегающей территории, — ответил глава города.
Кстати, высказался Игорь Годзиш и об облицованном плиткой памятнике героям Великой Отечественной войны на острове Хабарка — ему не понравилось.
О службе, роке и рок-н-ролле
Из-за того, что в декабре 2020 года у Игоря Годзиша, который руководит Архангельском с 2015 года, истекают полномочия, журналист Андрей Рудалев спросил, как он оценивает свою работу на посту за все годы.
— Архангельск — непростой город. И у меня абсолютно не было иллюзий, что за 4,5 года работы удастся перевернуть ситуацию в корне. Наша задача была — войти во все возможные федеральные программы, которые бы позволили получить ресурс на то, чтобы город начал меняться. Мы сегодня в этих программах. Я знаю, что уже городу из них не выйти никак. В свое время на каждом совещании с минстроем Архангельск [по программе переселения] звучал как пример того, как нельзя работать. Этого нет. Средства для ремонта дорог в городе привлечены. Средства для строительства садиков и школ привлечены, и работа идет.
«Мне вот, честно скажу, есть чем гордиться. Есть, конечно, и вопросы, которые решить не удалось».
— Но я прекрасно понимал, что не удастся их решить с наскока. Это просто планомерная работа, которой надо дальше заниматься, — так ответил Игорь Годзиш.
Он также подчеркнул, что его работа не предполагает навешивания орденов на грудь и всегда будет под критикой.
— Это даже не работа, а служба, — добавил градоначальник.
— Или рок? — продолжили тему журналисты.
— Рок-н-ролл, — засмеялся Игорь Годзиш.
По традиции на пресс-конференцию пригласили студентов журфака САФУ. Одна из студенток попросила главу города назвать его достижения за прошедший год.
— За что бы вы могли себе «пятерку» поставить? — спросила девушка.
Игорь Годзиш ответил, что оценок себе не ставит, а любые достижения — это всегда работа не только его одного, а всей команды администрации.
— Для меня прошлый год примечателен разработкой проекта «Архангельск — город возможностей для каждого». Впервые муниципальный документ попытались сделать с прицелом от жителя города. Не с историей про квадратные метры или про то, сколько денег заложено, а с историей того, каким в 2024 году должен стать Архангельск <...> за 126 миллиардов рублей, — отметил градоначальник.
Еще «плюсик» себе глава Архангельска поставил за начало реализации нацпроектов в городе в условиях сокращения штата чиновников и реконструкцию более сотни тепловых пунктов в школах и детских садах.
— Также 33 тысячи светильников было заменено на светодиодные. И на все это хозяйство город не потратил ни копейки. Все это сделано за счет энергосервисной процедуры. Прошло как-то так малозаметно и не обсуждалось, но это сделано, — добавил Игорь Годзиш.
А какую оценку вы бы поставили Игорю Годзишу за работу?