Самой большой проблемой Кегострова его жители называют мусор. Они жалуются и на старую свалку, которую нужно рекультивировать, и на переполненные баки во дворах, и на отсутствие контейнерных площадок. Да и просто — на туристов, которые оставляют на побережье бутылки и пластиковую посуду. При этом нельзя сказать, что улицы и дворы Кего грязные и неухоженные, скорее наоборот. Рассказываем, как обстоят дела с утилизацией отходов на одном из самых известных островов Архангельска.
«У нас же свалка есть, есть что покушать медведям»
В прошлом году мы уже писали о Кегострове в рамках нашего цикла материалов «Обитаемые острова». Тогда нам рассказали, что мусор оттуда не вывозился в Архангельск, хотя на это был заключён договор с управляющей компанией. Увозили его целыми мешками только волонтёры и сознательные граждане, регулярно бывающие в городе.
По словам местных жителей, с тех пор мало что изменилось, несмотря на то, что вывозом отходов в области с 1 января занимается региональный оператор — компания «ЭкоИнтегратор», — а на острове сменился подрядчик — вместо УК «Контакт» теперь работает УК «Мегаполис».
— Остров у нас красивый, хорошая природа. Зайцы здесь водятся, зимой волки приходили, летом медведя видели. У нас же свалка есть, есть что покушать, — рассказывает местный житель и член ТОС «Кего» Александр Мальцев.
Местная свалка регулярно разрастается до автодороги, которая к ней ведёт. Место это является ПВН — площадкой временного накопления отходов, а отходы с неё должны вывозить на настоящую свалку в Архангельск. В советские годы она тоже находилась на этом месте, но вокруг было гораздо чище. На землю была насыпана щепа с завода, который теперь не работает, а уже поверх неё — мусор.
— Она уже не раз горела, а въезд на неё убирали уже несколько раз, — говорит Александр. — Последний раз — летом 2019 года. А сейчас всё стало так же. Но зима пройдёт — мусор опять на старом месте. Я написал в администрацию Архангельска письмо, чтобы провели рекультивацию свалки, но пока что ничего не происходит. Всё уходит в почву, здесь много воды. Свалка незаконная. Властям нужно было закрыть её забором, сделать её официальной, чтобы ездила здесь техника.
Не решена на острове и проблема с контейнерными площадками: на весь остров есть только одна площадка, сделанная по соответствиям СанПиНа, другие контейнеры стоят на земле — в администрацию насчет этого вопроса тоже было послано письмо.
На весь остров одна контейнерная площадка
По словам Александра, в этом году на Кего побывал и представитель «ЭкоИнтегратора» — он рассказывал, что на рекультивацию свалки раньше не было денег, а сейчас появились.
— Я не знаю, конечно, как они хотят рекультивировать её, — говорит молодой человек. — Они хотели и инсинератор на острове поставить, у нас должен был весной против этого пройти митинг, но из-за коронавируса он не состоялся.
Что касается вывоза отходов из контейнеров, то, по информации «ЭкоИнтегратора», с 8 июня на острове Кего и Бревеннике его осуществляет единый подрядчик, а все отходы направляются на архангельский полигон. Обслуживаются контейнерные площадки на Кего два раза в неделю — по средам и воскресеньям по мере накопления отходов.
По рассказам жителей острова, вывоз мусора проводили 1 июня, а в следующий раз — в среду, 10 июня, задержка произошла из-за смены подрядчика. Последний раз за отходами приезжали в воскресенье, 14 июня, при этом увезли его примерно из половины контейнеров.
— Как нам заявляет перевозчик, там проблема с дорогой, — сообщил 29.RU руководитель пресс-службы «ЭкоИнтегратора» Денис Загайнов. — Машина выходила по графику два раза в неделю, но не смогла проехать по ряду адресов к месту контейнеров. Перевозчик уведомил управляющую компанию, она уведомила нас. Сейчас мы будем думать, какие меры предпринимать.
Александр Мальцев написал по вопросу организации вывоза мусора письмо президенту РФ. В полученных ответах ему сказано звонить на прямую линию региональному оператору.
Батарейки, крышки и железо на вторсырьё
Конечно, ситуация с отходами зависит и от самих людей. Много мусора остается здесь от туристов, дачников, да и от постоянных жителей Кего тоже.
— В выходные, если стоит солнечный день, на теплоходе на остров много народу приезжает, — говорит Александр. — Я согласен — пускай ездят отдыхающие, но пускай уж и мусор за собой убирают. В прошлом году у нас архангельская бессрочка прибиралась, мы на косе собрали очень много мусора. Почему-то приезжающие не могут его донести до контейнера. Да и среди местных есть те, кто оставляет его.
Александр проводит экскурсию по острову и показывает на то, что творится вокруг. Вот почистили главную бетонную дорогу, но песок весь отмели на обочины, и он так и остаётся лежать большими кучами. Вот сошёл со свай старый дом — люди его разобрали, а мусор так и остался. А от другого осталась кирпичная стена, которую здесь прозвали китайской.
Некоторые из островитян делают всё, чтобы от них оставалось как можно меньше отходов. То, что можно, сжигается в печах, что нельзя — собирают как вторсырье. Во дворах можно обнаружить и коллажи из пластиковых крышек и кучи железа, старых холодильников и частей от автомобилей — всё это копится до поры, а затем на пароме отправляется в Архангельск. В двух магазинах собираются использованные батарейки.
— У нас один человек ходил по острову и собирал алюминиевые банки — консервные, питьевые. Собирал, собирал, потом увез их в город и получил за них 20 тысяч рублей, — вспоминает Александр. — Нужно нам сюда, на Кегостров, раздельный сбор мусора [ввести]. У нас есть два специальных контейнера для этого, но их не вывозят. Я хотел позвонить АМПК, но пока что руки не дошли. Ещё у меня идея есть: поставить на острове автоматы для приёма пластика, чтобы не человек принимал, а автомат. Написать президентский грант для этого. В Архангельске даже пока что нет такого. Это было бы удобно, и остров будет чище.