Елена Пузанова — одна из тех жителей Архангельска, кто вынужден передвигаться и дома, и по улице, и на различные мероприятия на инвалидной коляске. В своей колонке она задает важный вопрос: кто сегодня может помочь таким, как она, в посещении театров, кино или университетов? Ведь не всегда рядом сможет оказаться друг или неравнодушный человек. «Считаю, нужна служба по сопровождению», — считает она.
Человек на коляске. Маленькие дети на улице часто спрашивают своих родителей: «А почему дяденька не может ходить?» Причины бывают разные. Некоторые люди с рождения не ходят, у них диагноз «детский церебральный паралич». Они могут иметь трудности с руками и речью, но при этом всё понимать. Другие люди оказываются в коляске уже в зрелом возрасте, например, из-за автокатастрофы.
Жизнь ребёнка в коляске, конечно же, имеет свои трудности. Но сейчас она проще, чем, скажем, лет тридцать назад. В то время родители с ребёнком с инвалидностью выйдут на прогулку — на них все прохожие оборачиваются. Сейчас такого, к счастью, нет. В наше время есть дети и взрослые с инвалидностью творческие, которые участвуют в различных городских мероприятиях. Двери в высшее образование тоже, в принципе, открыты для человека с физическими особенностями. Только на практике учиться в вузах бывает очень сложно. Связано это с тем, что человек на коляске часто не может самостоятельно выйти даже из своего дома. А ещё ведь до университета нужно как-то добраться. Поэтому чаще всего человек на коляске после окончания 11-летней учёбы в общеобразовательной школе — на дому или в ГБУ АО «Архангельский многопрофильный реабилитационный центр», поступает в вуз, но дистанционно. Кто-то вообще не решается на поступление, потому что сессии нужно посещать.
А многие люди, передвигающиеся на коляске, даже гулять не могут выйти. Им просто некому помочь. Представьте, дом без лифта. Человек на коляске живёт с пожилыми родителями на пятом этаже. Друзей нет, к кому обращаться за помощью? Так и получается: дышат свежим воздухом люди только из форточки.
Моя ситуация не такая беспросветная. Несмотря на инвалидную коляску, жизнь у меня достаточно активная. Я занимаюсь танцами в инклюзивной танцевальной группе «Простор». С друзьями гуляю, хожу в театр, кино, на концерты. Но, так или иначе, проблема с передвижением у меня есть. Я не могу, когда мне захочется, друзьям сказать: «А пойдём прогуляемся!» У людей же свои дела, планы.
Этой зимой мне было сложно даже выбираться на танцевальные репетиции. Папа лежал в больнице. А мы тогда готовились к серьёзному инклюзивному мероприятию — благотворительный гала-концерт «Балет без границ» в Москве, где в марте на одной сцене Большого театра должны были выступать со знаменитыми артистами балета. Тогда меня очень выручал мой друг и танцевальный партнёр Михаил, помогая мне добираться до места наших репетиций и обратно до дома. Но выступление в Большом театре отложилось в связи с COVID-19.
Что можно сделать, чтобы мы, люди с инвалидностью, могли чаще выходить из своих квартир? Считаю, нужна служба по сопровождению. Захочу я куда-то сходить — позвоню или напишу и попрошу помощи. Для этого служба должна находиться в конкретном месте, в Архангельске, например, в Доме молодёжи. Служба может быть как волонтёрская, так и за умеренную плату. И обязательно в ней должны трудиться молодые крепкие люди, в том числе и студенты. Их основная задача — доставить человека на коляске от квартиры до места и потом обратно до квартиры.
Сейчас для большинства людей, передвигающихся с помощью инвалидной коляски, выйти куда-то — большая роскошь. Но так быть не должно. Ситуацию вполне реально изменить к лучшему. Достаточно желания властей и неравнодушных людей, которых, я уверена, немало.
Согласны с автором?