В Архангельске достроили здание научно-лабораторного комплекса Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики УрО РАН, который даже хотели показать Путину, а открыл министр науки и высшего образования. Мы решили посмотреть, что представляет собой новый объект. Пять лет назад на Никольском проспекте в Соломбале еще стояли старые деревянные дома, а сейчас появился храм науки. Вместе с архитектором объекта посмотрели не только, что внутри, но и забрались на крышу.
Пока что корпус пустует, но планируется, что к весне 2021 года здесь уже будет кипеть научная деятельность. Нам повезло застать в Архангельске московского архитектора, кандидата архитектуры и профессора МАРХИ Александра Кожевникова, который узнал наш город еще в юные годы.
«Мы продолжили классические традиции застройки Архангельска»
Александр Михайлович рассказывает, что Архангельск для него — не чужой город, с ним связано много воспоминаний. Еще будучи студентом Московского архитектурного института, он приезжал сюда на практику и знакомился с местной архитектурой. Позже он стал работать над зданиями в Москве, в том числе — для МГУ. А пять лет назад снова оказался в Поморье, чтобы работать над новым проектом.
— Я, если честно, когда первый раз побывал на участке, то не очень понял, где мы находимся в Архангельске, — вспоминает он. — Всё выглядело печально — на этом месте были руины жилых домов, покрытые снегом. В центре города уже очень много всего построено, и там такой сложный исторический контекст, что влиться в него непросто.
Здание изначально проектировалось для Института экологических проблем Севера Уральского отделения Российской академии наук, но в итоге уже строилось как научно-лабораторный комплекс ФИЦКИА имени Н. П. Лаверова УрО РАН. Московская компания «Гипокон» начала проектирование здания в 2016 году, а на его постройку потратили 614,4 миллиона рублей.
— Мы продолжили классические традиции застройки Архангельска, — делится архитектор. — Мы не стали делать вещь, диссонирующую по стилю с исторической застройкой города, а провели исследования, посмотрели типологию зданий общественного и научного назначения, которые были в Архангельске до нас. Облик Архангельска в этом плане формируют здания, построенные в послевоенные десятилетия, — это кинотеатр «Мир», Дом офицеров и знаменитый университет САФУ.
Результатом стал классический периптер — здание прямоугольной формы, 24 на 57 метров, окрашенное в светло-перламутровый оттенок: при ясной погоде он практически сливается с небом. Шестиколонный портик выходит на Никольский проспект и является фоном для монумента ученому Николаю Лавёрову. Фасады Центра украшают два декоративных панно — на обоих написан знаменитый ледокол «Россия», на котором ведут арктические исследования.
«Кто строит? Норвежцы!»
По словам Александра Кожевникова, внутри всё сделано в академических традициях: пропорции, рисунок пола, потолка, дверей и многое другое.
— Я довольно долго, уже лет 15, занимаюсь зданиями для нашего главного университета, МГУ имени Ломоносова, поэтому я очень близок научной среде, и для меня такое здание — родной, понятный и близкий объект. 2 ноября здесь прошло первое пленарное заседание, и мне кажется, что всем было очень уютно, все почувствовали себя как дома. Было ощущение, что люди не впервые пришли в него, а уже были здесь не раз, — рассказывает он.
Пока что, однако, не все местные жители знают, что за новое здание появилось в Соломбале.
— Меня сюда подвозил таксист и спросил: «Вы знаете, что это за здание? Кто строит?» А мне было интересно услышать его мнение, и я сказал, что не знаю. Он говорит: «Норвежцы строят». «А почему норвежцы?» — спрашиваю. «Ну разве наши могут такое построить? Это норвежцы, они будут Арктику осваивать, и для себя здание построили». Это, конечно, странно.
«Почему-то местные жители, несмотря на информационные плакаты и вывеску, всё равно думают, что наша наука не может развиваться»
— Даже прочитать название никто не хочет. А таксисты — это люди, которые по определению должны всё знать! — говорит нам архитектор.
От буфета — до ботанического сада
Стены каждого этажа в Центре окрашены в свой цвет. На первом — серо-голубым, на втором — сиреневым, на третьем — зеленым, а на четвертом — желтым. Сделано это для удобства ориентации в пространстве, говорит архитектор.
— Первый этаж — общественный, здесь находится конференц-зал, украшенный портретами великих ученых, которые внесли свою лепту в развитие Арктического региона: Ломоносов, Чичагов, Седов. Позже здесь появится карта России с обозначением станций института исследований Арктики. Здесь же рядом сделаны буфет, гардероб — всё для удобства ученых, — поясняет Александр Михайлович.
Второй и третий этажи занимают лаборатории, в которых будут размещаться подразделения института: географии, биологии, геологии и другие. Сейчас эти помещения с кафельной плиткой пусты, не во всех пока что есть мебель, но оборудование и техника уже установлены.
Четвертый этаж — административный, на нем расположены директорский блок кабинетов и ботанический сад. Месяц назад в высокое помещение под крышей привезли грунт и высадили первые растения, но полностью свою форму сад обретет только через год, когда они вырастут.
— Они будут внушительных размеров, поэтому пространство сделано большим высоким и светлым, — объясняет архитектор. — Внутри есть специальная система приточно-вытяжной вентиляции, которая создает микроклимат, специальные осветительные приборы, и будет небольшой водоем. Всё неслучайно — здесь посажены именно те растения, которые изучают ученые: они смотрят, как организмы приживаются и развиваются в северном регионе. Спустя время здесь будут летать бабочки, а по стенам разрастутся вьющиеся растения.
На четвертом этаже есть также Зал ученого совета — он рассчитан на проведение научных заседаний, круглых столов и защиту диссертаций. Внутри — суперсовременная система мультимедиа. Также в новом корпусе разместится музей биоразнообразия с образцами флоры и фауны Арктического региона — его фонд насчитывает около 1600 экземпляров.
«Самый похожий» памятник Лавёрову
Александр Михайлович показывает, что всё пространство нового корпуса решено очень практично и удобно. Например, на этажах нигде не видно и не слышно систему вентиляции, а все её специальные технические помещения располагаются под самой крышей. При этом гул вентиляторов абсолютно не слышно на других этажах. На самой крыше строители положили металлочерепицу и удобные мостки, с которых трудно упасть. Вентиляционные камеры расположили посередине крыши, чтобы их не было видно со сторон.
На первом этаже здания встроены гаражи для транспорта института. А вот для личного транспорта сотрудников еще предстоит сделать уличную площадку. Кроме того, вокруг корпуса планируют установить ограждение и закончить подсветку. Кстати, здание находится в затопляемой территории, поэтому было принято решение — поднять его на метр над уровнем земли.
— Нам пришлось попросить у города небольшой кусочек земли, на котором мы организовали сквер памяти Николая Павловича Лавёрова, — объясняет Александр Михайлович. — Сквер появился уже практически в последние фазы строительства. На этом кусочке земли очень талантливый московский скульптор Виктория Тищенко сделала памятник памятник Николаю Павловичу — самый похожий, самый лучший памятник этому великому ученому. Надеюсь, что это пространство станет украшением города.
«Диссонанс с застройкой, но в нашу пользу»
Александр Кожевников соглашается, что новый корпус Центра выглядит очень ярко на фоне окружающих его домов, но считает, что он может задать тон для дальнейшего развития района.
— Фактически то, к чему примыкает наше здание, даже сложно назвать застройкой, кроме территории школы, — говорит он. — А что касается застройки со стороны завода «Красная кузница» и прилегающих двух жилых домов, тут есть некоторый диссонанс, но он в нашу пользу. Это ужас и позор для города. Я надеюсь, что этот район таким не останется, а преобразуется.
«Если честно — я буду в какой-то степени субъективен, — новая застройка в Архангельске оставляет ощущение трагедии»
— Памятники конструктивизма фактически брошены или переделаны, — замечает он. — Современные здания абсолютно не связаны ни с исторической застройкой, ни с масштабом города. Такое ощущение, что зодчие сюда даже и не приезжали, и не смотрят, что здесь было до них. Новые постройки не вписываются, не поддерживают стилистику города, в отличие от нашего здания.
Сейчас в новом Центре идут пусконаладочные работы, готовится передача здания Институту — по словам архитектора, это не быстрая процедура, она может растянуться на несколько месяцев.
— Хочется сказать спасибо строителям, — говорит Александр Михайлович. — Особенно главному инженеру Сергею Гвоздеву и прорабам Евгению Исадарову и Константину Косьянову. Они большие молодцы, всё сделали в срок. Вообще постройка такого Центра — это событие не городского, а федерального масштаба! На открытие Центра приезжал министр науки и образования. Думаю, весной 2021 года мы еще к вам приедем — будет полноценное открытие Центра, уже вместе с работающими в этих стенах сотрудниками.