Мы продолжаем наш проект «Истории с надгробий», который рассказывает о громких для Севера именах и их роли в развитии нашего региона. Кузнечевское кладбище (в народе — Вологодское. — Прим. ред.) — это огромная картотека, которую мы изучаем вместе с краеведами. В этот раз мы обратились к биографии архангелогородца Андрея Пинежанинова. В разгар Карибского кризиса, когда весь мир был на грани войны, капитан из Архангельска получил секретное задание — доставить на Кубу ядерное оружие.
Уникальная история за подтопленным памятником
Если могила первого олигарха в Архангельске стала столом для алкоголиков, то надгробие всемирно известного капитана, которое расположено в центре кладбища, перенесло затопление. Сложно сказать, взялись бы власти города за благоустройство после жуткого ливня, если бы не прокуратура, — в итоге горадмин обязали привести захоронения в порядок.
Проверка показала, что дренажные канавы неисправны, что бытовые отходы и упавшие деревья никто не вывозит. Мертвые заявку в администрацию не напишут, да и живые через официальные обращения не всегда могут рассчитывать на оперативность. Работы провели, но вода не ушла, а у могилы капитана Пинежанинова появился изящный столб.
Что мне показалось интересным в надгробии, так это отсутствие на памятнике фотографии. Вместо нее корабельный колокол и якорь — знак верности флоту. Изображение медали «Серп и Молот» сообщает про знак отличия, который вручался Героям Социалистического Труда наряду с высшей наградой СССР — орденом Ленина.
«
Природный северянин из поморского сословия»
Андрей Пинежанинов родился в 1910 году в Архангельской области. В двадцать лет он поступил матросом-камбузником на одно из судов Северной гидрографической экспедиции. Тогда в его обязанности входили получение продуктов питания и их обработка, а также содержание камбуза в чистоте. Потом пошел карьерный рост, и на путь этот ушло 15 лет. Сначала Пинежанинов служил командиром отделения радистов на подводной лодке «Сёмга», потом получил должность на паровом ледоколе «Ленин», и, наконец, стал капитаном — наставником Мурманского морского пароходства.
Вот что пишет про Пинежанинова Леонид Селиверстов, капитан дальнего плавания, член Мурманской ассоциации капитанов:
— Вообще по своему характеру этот старший командир был внешне всегда спокоен и вдумчив, в рассуждениях конкретен и немногословен — природный северянин из поморского сословия.
Секретное задание и три инструкции
1962 год — разгар «Карибского кризиса». США пытаются распространить свое влияние на Кубу, устраивая экономическую блокаду. Весь мир находится на грани войны.
На тот момент Пинежанинов уже пять лет как был капитаном дизель-электрохода «Индигирка». Он контролировал установку ручных пулеметов и маскировку малокалиберных зенитных пушек на борту своего корабля. В итоге получил новую миссию — доставить на Кубу ядерное оружие.
Грузили боеголовки в обстановке повышенной секретности. О пункте назначения не сообщали даже старшим офицерам. Капитану отдали три пакета с секретными инструкциями, один из которых следовало вскрыть, как только судно покинет территориальные воды СССР.
В первом пакете Андрей Федорович обнаруживает инструкцию, которая требует «в случае ареста судна или других «чрезвычайных обстоятельств» немедленно уничтожить груз», иными словами — затопить «Индигирку».
В этом же тексте говорилось, что пакет номер два необходимо вскрыть после прохода Босфора и Дарданелл.
Следуя инструкциям, «Индигирка» успешно добирается до Гибралтара, где капитан получает окончательный приказ: «Следовать на Кубу».
На последнем отрезке пути к советскому судну пристроилась американская подводная лодка и преследовала его на протяжении четырех часов. При этом боевые самолеты противника не переставая кружились над головами матросов, однако экипаж не проявлял никакой обеспокоенности, «Индигирка» шла уверенно.
4 октября судно зашло в порт Мариэль и оставило там около 160 ядерных зарядов, в том числе 60 боеголовок к ракетам Р-12 и Р-14, 12 боеголовок к ракетам «Луна», 80 зарядов для фронтовых крылатых ракет, 6 авиабомб и 4 морские мины.
Как Пинежаниновым и «Индигиркой» восхищались канадцы
Прошло четыре года со дня посещения берегов Кубы. Пинежанинов прибыл в Канаду: в Монреале международное состязание судов за почетный приз «Золотая трость» удачно совпало с освоением советскими моряками зимней навигации.
Капитан Пинежанинов знал, что датчане победили в прошлом сезоне, но не терял надежды всех обойти, он приказывал механикам прибавить обороты и, удачно маневрируя, обошел соперников. Свидетелями этого невероятного по техничности маневра стали тысячи канадцев.
А через пару недель «Индигирка» смогла удивить жителей Монреаля еще сильнее, пройдя через льды, которые, по заявлению специалистов местного транспортного департамента, «спрессованы бешеными ветрами и морозом так, что их не пробить и 50 ледоколами», и вызволив из них канадское судно «Форт Рамсей».
В знак уважения капитану Пинежанинову было тогда присвоено звание почетного члена Арктического института Северной Америки.
В 1996 году капитан дальнего плавания Александр Фёдорович Пинежанинов вышел на пенсию и умер, он всю жизнь боролся с волнами, испытание водой досталось и его надгробию...