На прощание с предпринимателем Александром Донским, сыном бывшего мэра Архангельска, приехали порядка ста человек — родственники, друзья, коллеги, родные и близкие. Его похоронили 26 ноября на Маймаксанском кладбище. Отпевание прошло в Храме Всех Святых на Вологодском кладбище. Внутри было не протолкнуться — столько людей пришло проститься с Александром. Разумеется, здесь же присутствовал и Донской-старший — это грустный повод для возвращения в Архангельск, ранее в интервью 29.RU он рассказывал, что не хотел бы сюда никогда приезжать.
Александр Донской — предприниматель, сын бывшего мэра Архангельска Александра Донского. Родился в Архангельске в 1991 году. Занимался бизнесом в сфере развлечений — руководил компанией Big Funny, которая организовала более 100 проектов в России и за рубежом. Мечтал открыть свой бизнес на всех континентах планеты, кроме Антарктиды, — ему удалось сделать это на трех из них. Отец пятерых детей. Умер 22 ноября 2020 года от малярии. Предположительно, он заразился ей во время отдыха на Занзибаре.
«Отличный друг, отличный отец, отличный муж»
Александр Донской-младший был амбициозным предпринимателем, который мечтал развивать бизнес по всему миру. Как говорил он сам до трагедии, была цель "открыть развлекательные проекты на всех континентах, кроме Антарктиды, и пока задача выполнена на 3/5". У Александра пятеро детей, они будут расти без отца.
— Он был замечательный, очень веселый, жизнерадостный, отличный друг, отличный отец, отличный муж, — отзывается об Александре мужчина, стоящий у церкви. И почти все близкие помнят его именно таким.
Донской скончался 22 ноября после поездки в Занзибар с семьей. Его отец рассказал 29.RU, что ему стало плохо в Ижевске, куда он поехал вскоре после возвращения в Россию. Он дважды вызывал врачей, ему давали жаропонижающее и подозревали коронавирус. Это оказалась малярия.
— Один врач, с которым общались по телефону, предположил, что это может быть какая-то африканская болезнь. Мы попросили протестировать Сашу, но в местных больницах нет для этого тестов. А затем, когда врачи всё-таки выявили малярию, оказалось, что от нее нет лекарств не только в самом Ижевске, но и в Казани. Мы бросили клич, нашли его в одном месте в Москве. Но когда самолет с лекарством сел в Ижевске, Саша уже умер. Выяснилось, что при малярии нельзя принимать жаропонижающие, нельзя сбивать температуру, потому что организм должен сам бороться с ней, — рассказал Александр Донской.
Хотел объехать Россию
Двоюродный дед Донского-младшего Анатолий рассказал, что тот решил сделать подарок сестре — поездку в Занзибар. Как рассказал деловой партнер Александра Азиз Джабаров, Донской планировал поездку по России перед отъездом в США: хотел посетить 10 городов. В их числе Казань, Нижний Новгород, Ижевск, Пермь, Омск, Тюмень, Краснодар, Ростов-на-Дону, Самара.
— Мы познакомились, когда он был ребенком. Я работал в предвыборном штабе Донского, — рассказывает партнер Александра Азиз Джабаров. — Потом я возглавил компанию его отца, стал генеральным директором. У отца половина компании и у него половина компании. У отца руководил я, а Александр сам своей половиной управлял. Мы постоянно встречались, общались, потому что мы друг другу помогали, всё равно ведь семейный бизнес. Постоянно с ним переписывались, были на связи. Он не умел серьезно разговаривать! Даже когда обсуждали вопросы на десятки, сотни миллионов, он не мог быть серьезным в принципе. Он всё равно вставлял шутки, прибаутки. Мы постоянно обменивались идеями разными.
Азиз рассказал, что Донской хотел попутешествовать по России, потому что давно этого не делал, хотя много где был. В США у него должен был открыться новый проект на Рождество.
«Поколение, которое рано повзрослело»
— Мы познакомились достаточно давно, ему было 12 лет всего, — вспоминает Георгий Гудим-Левкович, бывший пресс-секретарь экс-мэра Виктора Павленко. — Он возмужал буквально года за 3–4, и когда ему было 15–16, многие считали, что ему лет 20 по суждениям его, по восприятию мира, по отношению к окружающей нас действительности. Наверное, это то поколение, которое рано повзрослело в силу самых разных обстоятельств — и личных, и общественных. Очень-очень жаль, что так рано, что многие проекты, которые он задумал, не сбылись. Человек он был очень открытый а, самое главное — никогда не держал зла. Это в наше время очень-очень, мне кажется, важно.
К соболезнованиям присоединился и преемник мэра Донского Виктор Павленко. Он не присутствовал на похоронах, но попросил телефон Донского-старшего, чтобы лично переговорить с ним.
«Мы общались с ним 2 недели назад, планов была туча»
На прощание пришел и известный архангельский шоумен Павел Мелешкин. Он не помнит, когда именно познакомился с Александром, настолько давно это было.
— Мы знакомы еще со времен, когда в Архангельске делали Comedy Club. И Саша, и папа были частыми гостями у нас постоянно, пока в Москву не переехали. Саша — яркий человек, человек устремленный, который за 29 лет сумел сделать столько, что люди, прожив более долгую жизнь, не успевают. Планов было громадье. Наполненный идеями, любящий жить. Мы общались с ним 2 недели назад, и планов была туча, — рассказал Павел Мелешкин.
В храме выстроилась длинная очередь желающих проститься с Александром и бросить на него последний взгляд.
— Мы с ним работали 3 года в его музеях, — рассказала коллега Александра Юлия. — Запомнили его как яркую личность. Он старался объять всё. У него могли быть проекты, которые заведомо были не самые успешные, но он всегда во всё вкладывал душу и сердце максимально. Он пытался делать новые и новые проекты. Он жил этим огнем, пытался всё реализовать. У него было столько идей, наверное, на 100–200 лет вперед точно. Когда я узнала о его смерти, я почувствовала острую несправедливость от того, что мы ничем не могли ему помочь. Сейчас же Занзибар — это популярное очень направление. Туда же ездит куча блогеров, туристов. И он туда ездил с семьей, детьми, его папа туда ездил. Это было очень неожиданно, шансов — 1 на миллиард. Злость на врачей, что они не диагностировали малярию.
С Вологодского на Маймаксанское кладбище стартовал длинный кортеж из личных машин и 4 микроавтобусов. Могилу вырыли неподалеку от храма-часовни. Стремительно темнело, пока гроб закапывали. Всхлипывания и переговоры людей об Александре перемешивались с командами гробовщиков и объяснениями, что могила сама осядет.
«Деда, я к тебе еду с Динькой, напеки блинов!»
— Помню его с малых лет, — вспоминает двоюродный дед Александра Донского Анатолий. — На даче у меня был. Женили его. Как не приедет в Архангельск, всё звонит: «Деда, я к тебе еду с Динькой, напеки блинов!». Любил он у меня блинчики. Жизнерадостный, веселый человек. Никогда от него плохих слов не слышал. Вырос на глазах. Потом разъехались все, дочка в Ленинграде.
После похорон состоялись поминки Александра в кафе «Дружба».
— Он сын нашего руководителя, мы когда-то работали в «Сезоне» вместе, так и познакомились. О смерти узнала из интернета. Грустно, жалко, молодой еще, жить и жить, — вспоминает бывшая коллега Александра Наталья.
«Сезон» — сеть магазинов Александра Донского-старшего, которую он развивал до того, как стал мэром Архангельска. Кстати, в интервью «Петербургскому дневнику» он заявил о планах создать фонд по борьбе с малярией.
— Родственник мой бывший. Я бывший муж сестры. Запомню Александра жизнерадостным, интересным. Для меня всегда загадкой был. Неординарные решения, напористость, — рассказал Андрей.
Открытый. Жизнерадостный. Наполненный идеями. Стремящийся жить ярко. Таким запомнят Александра Александровича Донского.