Гололед — явление для Поморья нередкое. Кажется, северяне уже должны приспособиться и встречать эту напасть во всеоружии. Но всякий раз, когда температура устанавливается от 0 до -3 C°, дороги и тротуары покрываются коркой льда, — городской травмпункт переполнен. Причем травмы нешуточные — ушибы, переломы и даже сотрясения. Как уберечь себя? Собрали самые рабочие методы — рекомендации МЧС, народные мудрости и советы обувного мастера.
Изолента, поролон, песок: советы МЧС
— Если в прогнозе погоды сообщают о гололеде или гололедице, примите меры для снижения вероятности получения травмы. Подготовьте малоскользящую обувь, прикрепите на каблуки металлические набойки или поролон, а на сухую подошву наклейте лейкопластырь или изоляционную ленту, можете натереть подошвы песком (наждачной бумагой), — рекомендуют на официальном сайте МЧС России.
Спасатели советуют передвигаться осторожно, не торопясь, наступая на всю подошву. При этом ноги должны быть слегка расслаблены, руки свободны. Пожилым людям рекомендуют использовать трость с резиновым наконечником или специальную палку с заостренными шипами.
— Если всё-таки поскользнулись, присядьте, чтобы снизить высоту падения. В момент падения постарайтесь сгруппироваться и, перекатившись, смягчить удар о землю, — объясняют спасатели.
Лейкопластырь, войлок, наждачка: народная мудрость
Интернет заполнен объяснениями, как правильно приклеить пластырь на подошву и что еще можно сделать в домашних условиях, чтобы не скользить. Работают ли эти способы?
Самый популярный совет — это тканевый медицинский пластырь, который рекомендуют клеить на сухую и чистую подошву крест-накрест. Правда, держаться он будет всего пару дней, а то и несколько часов, если на улице слякоть. Дойти до магазина хватит, а вот обратно — большой вопрос.
Также можно взять войлок, нарезать его небольшими кусочками и приклеить на подошву с помощью клея «Момент». Обещают, что «эффект валенок» продлится одну-две недели. Но вариант опять-таки не подойдет для мокрого снега и слякоти — войлок отвалится за пару часов.
Можно приклеить на подошву самую крупную наждачную бумагу. Не факт, что она продержится достаточно долго и не размокнет, но попробовать стоит. Говорят, неделю продержится. Вариант для экстремалов — не приклеивать, а натирать наждачкой саму подошву. Рекомендовать этот способ не станем, поскольку это нарушит целостность подошвы.
Еще советуют нарисовать на подошве узор с помощью ПВА или суперклея и посыпать его песком. Вряд ли кто-то решится проделать такой эксперимент с дорогостоящей обувью. Но если всё же хочется, знайте — процедуру нужно постоянно повторять, а еще надо где-то найти и как-то хранить песок. Оно вам надо?
Получается, все лайфхаки дают только временный эффект.
А вот что точно не поможет от скольжения, так это лак для волос и сырая картошка, которыми некоторые умельцы советуют обработать подошву. Те, кто испытал эти способы, говорят, что максимум, который можно получить от сырой картошки, — это белые крахмальные разводы на обуви.
Лучшее лечение — резиновая «профилактика»: профессиональный подход
Если мучиться с лейкопластырями и войлоком самому не хочется, можно обратиться в обувную мастерскую. Какие варианты могут предложить тут, рассказал владелец мастерской по ремонту обуви в ТЦ «Астра» Павел Розанов. Он считает: в первую очередь нужно понять, почему обувь скользит. Самая распространенная проблема — когда люди носят в гололед ботинки или сапоги, которые просто не предназначены для северной зимы.
— В последние годы очень популярна обувь с пометкой «еврозима». Ее производят для климата европейских стран без мороза, заморозков и льда под ногами. Как правило, подошва на такой обуви изготавливается из полиуретана или кожволона — его еще называют тунит. По сути, это кожеподобная резина. Эти материалы очень скользкие сами по себе, поэтому не стоит носить такую обувь в гололед, — говорит Павел.
Для зимы лучше выбирать обувь на резиновой подошве, например, из синтетического каучука, ТЭПа. Ее можно увидеть на самой дешевой, некрасивой обуви. Для льда она идеальна, а вот если ходить по асфальту, стирается в миг.
Если же обувь стильная, модельная, дорога кошельку и сердцу, от большинства проблем с гололедом может защитить так называемая «профилактика».
— Это лист резины, который может быть разной толщины — от одного до восьми миллиметров. Его клеят на переднюю часть стопы. Если обувь с каблуком, на пятку дополнительно ставят набойку, которую также подбирают по толщине. Есть разные рисунки протектора и разные производители, — объясняет Павел.
Услуга по установке «профилактики» очень популярна. Только за один день в мастерской у Павла может быть по 10 таких заказов. Цены разные и зависят от материалов — их более 11 видов — и размера обуви.
Самая бюджетная «профилактика» российского производства обойдется в 300–500 рублей вместе с работой. Есть более качественные варианты из Китая — от 500 до 700 рублей, Италии — от 400 рублей и самый дорогой — хитрый композитный материал от итальянской фирмы за 4–5 тысяч рублей.
«Профилактика» зарубежного производства практически неубиваема, а также защищает подошву от износа и продлевает срок службы обуви.
«Кошки» на ноги — и вперед: стоит ли вкручивать в обувь шипы
Мы спросили, что Павел Розанов думает по поводу металлических набоек — их рекомендовало устанавливать МЧС — и шурупов, которые в интернете советуют вкручивать в подошву. Павел считает, что это издевательство над обувью.
— Металлические набойки — прошлый век. Сейчас практически во всех магазинах и торговых центрах пол и ступени сделаны из кафеля, никакого сцепления у металла с кафелем не будет. Шипы будут цокать в лучшем случае, а в худшем — сразу же разъедутся, расцарапают или расколют кафель. Нельзя допустить, чтобы пятка скользила, ведь чаще всего падения происходят из-за этого, — говорит обувной мастер.
Альтернативой могут стать ледоступы, ледоходы, или, как их еще называют, «кошки». Это резиновые приспособления, в которые уже вкручены небольшие шипы. Они достаточно дешевые, найдутся во многих магазинах и действительно помогают не скользить. Однако, как говорят обувные мастера, пожилые люди часто жалуются, — их неудобно снимать и натягивать на обувь, так как нужно постоянно наклоняться.
Цены на такие ледоходы варьируются от 200 до 2000 рублей. Но, к сожалению, в самых дешевых «кошках» резина быстро рвется, а шипы стираются, и ледоходы превращаются в коньки.
А вы пробовали какой-нибудь из этих способов, чтобы не скользить? Какой оказался самым эффективным? Может быть, у вас есть свои секреты и хитрости — поделитесь в комментариях.