28 ноября воскресенье
СЕЙЧАС -22°С

Когда без скидки — мелким шрифтом: юрист ответил, какие есть правила оформления ценников

Рассказываем, когда потребитель вправе обратиться с претензиями в Роспотребнадзор

Поделиться

Далеко не все ценники в магазине расположены на уровне глаз. И порой рассмотреть цену без скидки по дисконтной карте действительно трудно, особенно людям пожилым

Далеко не все ценники в магазине расположены на уровне глаз. И порой рассмотреть цену без скидки по дисконтной карте действительно трудно, особенно людям пожилым

Поделиться

29.RU продолжает рассказывать о правах покупателей вместе с юристом в специальном сюжете «Книга жалоб». Ранее мы уже публиковали информацию о том, можно ли вернуть в магазин подарочный сертификат, а еще выяснили, что делать, если на кассе вам пробили товар не по той стоимости, что была указана в торговом зале. На этот раз мы тоже поговорим о ценниках. В поле внимания попали правила их оформления.

Случалось ли вам всматриваться в ценники с двойной ценой? Многие магазины сегодня используют эту фишку: очень крупно печатают на ценнике стоимость по карте, а вот цену без карты — где-то в углу мелким шрифтом. В итоге покупатель часто ее не замечает совсем, и только на кассе выясняется, что без дисконтной карты ему придется заплатить за товар больше, чем он рассчитывал изначально. С моральной точки зрения ситуацию большинство потребителей расценят как неприятный трюк, который магазины используют, чтобы побольше заработать на таких вот «невнимательных» покупках. А есть ли основание здесь предъявлять торговой точке какие-либо претензии, основываясь на законодательстве? В этом нам помог разобраться юрист Денис Ружников.

Денис Ружников — юрист коллегии адвокатов «Кожевников, Дерен и партнеры». Стаж юридической деятельности — более 5 лет, занимается в том числе защитой прав потребителей.

— В целом присутствие двух цен на ценнике — это правомерная ситуация. То есть здесь нарушений никаких нет. Другое дело, если основная цена, которая без скидки, указана куда более мелким шрифтом. Оформление ценников регулируется Законом «О защите прав потребителей». Там прописано, какая информация о товаре должна быть указана на ценнике. К примеру, это может быть цена товара за вес либо единицу, есть положение о том, что она должна быть читаема.

Но в любом случае, если покупатель считает, что ценник для него не читаем, он может его сфотографировать и обратиться с заявлением в Роспотребнадзор. Существует по этому вопросу судебная практика, она довольно старая, однако достаточно весомая: есть определение Арбитражного суда Северо-Западного округа, по которому одну достаточно крупную сеть за такие вот манипуляции с размерами шрифтов на ценнике оштрафовали, — рассказал Денис Ружников.


Вторая ситуация, о которой мы спросили эксперта, касалась указания цены на товары на развес за 100 граммов, причем информация об этом опять-таки размещается очень мелко, едва видно. Думаем, вы не раз наблюдали в магазине пенсионеров (именно им подчас с плохим зрением еще тяжелее рассмотреть информацию на ценниках, напечатанную совсем не крупно), которые принесли на кассу, к примеру, палку колбасы и очень удивились, что она стоит гораздо дороже, чем они думали. И кассир выговаривает какой-нибудь разочарованной бабушке, что на ценнике была указана стоимость товара «за сто грамм», а не за всю колбасу: «Смотреть надо лучше!»

Оценивая подобную ситуацию, Денис Ружников отметил, что магазинам не запрещено указывать стоимость товара именно за 100 граммов — по правилам цена указывается за определенный вес (это может быть как 100 граммов, так и килограмм) либо поштучно. Но вопрос здесь тоже стоит в размере шрифта, которым до покупателя доводится информация о товаре. Поэтому тут, как он уже ответил выше, никаких точных правил нет, однако, если вы считаете, что данные не читаемы, всегда можно направить обращение в Роспотребнадзор, чтобы там оценили вашу ситуацию.

Изучайте ценники внимательнее — на полках они могут стоять не всегда рядом с товаром, который по ним продают. И это не нарушение. А вот если ценника нет совсем — это уже повод писать жалобу

Изучайте ценники внимательнее — на полках они могут стоять не всегда рядом с товаром, который по ним продают. И это не нарушение. А вот если ценника нет совсем — это уже повод писать жалобу

Поделиться

Кроме этого, мы поинтересовались у юриста, как быть покупателю, если у товара на полке в магазине ценник и вовсе отсутствует.


— Это нарушение. Если нет ценника, значит, нет никакой публичной оферты. То есть, грубо говоря, потребителю ничего не предлагается, а товар стоит. Выход из этой ситуации точно такой же, как в двух предыдущих: фотографируете нарушение и обращаетесь в Роспотребнадзор, если хотите наказать магазин штрафными санкциями, — ответил Денис Ружников.

И последний момент, который мы разобрали с экспертом на этой неделе, тоже касается ценников. Юрист отметил, что в случае когда в зале стоит какой-либо товар, к примеру зеленый горошек в банках разных производителей, объемов и разной стоимости, а ценники между собой перепутаны, граждане часто полагают, что продавец обязан пробить им товар именно по тому ценнику, который стоит непосредственно рядом с ним.

— Практика по этим вопросам разнообразная. Но большинство юристов придерживается такой позиции, что все-таки на ценниках указывается больше информации, чем просто стоимость, там есть свойства товара, например вес или объем, а также информация об изготовителе, названия фирм и так далее. Поэтому тут покупателю надо самому повнимательнее изучать ценники и смотреть, какой именно товар и по какой стоимости он берет, — пояснил Денис Ружников.

Проверьте в нашем тесте, насколько хорошо вы знаете правила возврата товара. А еще научитесь правильно читать штрихкод на товаре (и вообще узнаете, зачем это нужно).

По теме (9)

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК1
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Архангельске? Подпишись на нашу почтовую рассылку