Вечером 1 мая в Архангельске произошел крупный пожар — пламя полностью охватило дом Ф. А. Брагина, имеющий статус памятника регионального значения. Мы следили за ЧП в прямом эфире, публиковали подробный фоторепортаж с места событий, разбирались в том, чем ценен этот дом. Для большинства горожан, которые неравнодушны к сохранению исторического наследия, это настоящее ЧП, большой удар. Хоть и далеко не первый. Почему мы так стремительно теряем Архангельск, обращенный к истории? Спасает ли то, что реплики некоторых исторических зданий города воссозданы и объединены на Чумбаровке? На эти вопросы в рубрике «Личное мнение» отвечает архангельский блогер, редактор интернет-сообщества «Архангельск: архитектура и градостроительство» Владислав Дреко.
Майские пожары в памятниках архитектуры уже можно считать печальной традицией Архангельска. Дом Гринфельда (горел в ночь на 12 мая 2019 года. — Прим. ред.), дом Брагина. Хоть загадывай, кто следующий. Это весьма эффектные пожары. Только вот производят ли они должное отрезвляющее впечатление на всех ответственных за сохранность памятников лиц? Судя по следуемому за пожарами бездействию, нет. Что уж тогда говорить о равнодушии в отношении тихо гниющих и с каждым годом всё более редких жемчужинах деревянного зодчества. Их и вовсе будто не замечают.
Дом Ф. А. Брагина был построен в начале XX века. Он признан объектом культурного наследия регионального значения. В областной инспекции по охране объектов культурного наследия сообщали 29.RU, что памятник находится в собственности физических лиц.
Дом Брагина — прекрасный пример северного деревянного модерна. Исторический дом, стоявший на своем родном месте. В окружении других деревянных зданий, что формировало цельное для восприятия пространство улицы. Были попытки реанимировать этот дом, еще когда он сошел со свай два года назад. Вчерашние события стали яркой иллюстрацией степени внимания к архитектурным ценностям. Конечно, огню совершенно неважно: барак и памятник горят одинаково. Но раз уж объект имеет статус и значение, то и внимание к нему должно быть особое.
Потеряли.
Что же сейчас делать? Ситуация в данном случае парадоксальная. Да, это памятник и его нужно восстановить. Но при этом на Чумбаровке уже стоит реплика этого дома. Изначально Чумбаровка и задумывалась как оазис старого города в современном: туда планировалось свезти или воссоздать те дома, которые ценны для города, но которые на своих местах не выживут — их родные места отойдут под застройку, дороги и пр. Так что дом Брагина и не планировалось сохранять. Но он был признан памятником, а значит, по закону должен быть сохранен. И в итоге у нас в городе два дома Брагина. Как и два дома Гринфельда, два дома Овчинникова, два дома Никольского. Правда, качество реплик на Чумбаровке зачастую оставляет желать лучшего. Но в любом случае существует городской парадокс: есть настоящие дома и есть созданная из них же искусственная улица, что вкупе искажает её изначальный замысел, да и ценности оригиналам не добавляет.
Вообще проспект Советских космонавтов (на этой улице расположен оригинальный дом Брагина. — Прим. ред.) характерен аутентичной деревянной застройкой, которая представляет историческую ценность. Сберечь такое ожерелье было бы правильным, что, кстати, и задумывалось в проекте планировки города. Но одно дело — сберечь, и совсем другое — ставить копии при уже имеющихся домах на Чумбаровке. В этом я смысла не вижу. Хочется верить, что случившаяся утрата станет последним уроком для всех нас. Но какова бы ни была вера, результат зависит от действий и внимания, равно как от бездействия и равнодушия.
Согласны с автором?