В последнее время фонтан у Дворца спорта славится двумя не очень позитивными фактами. Первый — там откармливают уток, которые в итоге не могут долететь на юг. Второй — иногда там можно увидеть кислотно-зеленые струи, будто и не вода вовсе, а дешевый лимонад «Тархун» идет по трубам. С недавних пор фонтан стоит без воды: оказывается, на его дне спрятана уникальная ручная работа — мозаика на морскую тематику.
В работе задействовано три основных цвета: коричневый, серый и белый. Если бы фонтан был ухоженным, горожане могли бы разглядеть под водой рыб разных мастей и морские растения, о которых вряд ли знают даже возрастные архангелогородцы.
Со своими фотонаблюдениями мы обратились к Владиславу Дреко, руководителю паблика «Архангельск: архитектура и градостроительство», который уже несколько лет исследует мозаичное наследие Архангельска. Свои находки он и его единомышленник Александр Смирнов добавляют в единый архив, который пополнится и нашими фото.
— Так вот что скрывалось под слоем грязи! Самая настоящая мозаика! — удивился Владислав Дреко. — Знаю, что фонтан был построен сразу с Дворцом спорта, а его ввели в эксплуатацию в апреле 1981 года. Назначение у этого фонтана на самом деле чисто технологическое: выполняет функции отвода тепла, которое генерируется при охлаждении ледовой арены. Однако это прекрасный пример того, как чисто утилитарный объект может выполнять и эстетические функции в городском пространстве, становясь притяжением людей, формируя красивую среду. Ну и, конечно, радует, что художники участвовали в его создании, мозаику вот сделали.
Сам объект, как объясняет Владислав, с технической точки зрения называется фонтан-градирня. Изначально это было устройство для охлаждения большого количества воды направленным потоком атмосферного воздуха.
Поиски мозаики прошлых лет не так просты, как кажется на первый взгляд: что-то закрыто неуместной наружной рекламой, что-то разрушено, а что-то, как в этом случае, спрятано под грязью.
— На сегодняшний день мы нашли 130 локаций с мозаикой, которую видно, но ведь есть мозаики, по разным причинам скрытые: завешаны рекламой, зашиты сайдингом, застроены, спрятаны. А тут вот и еще один критерий: покоятся под слоем грязи до лучших времен. Поэтому вполне возможно, что в городе еще есть мозаичные панно в самых неожиданных местах. А эта мозаика примечательна и своей тематикой: водные растения и обитатели морских и речных глубин. При чистом дне и чистой воде это бы здорово смотрелось через волны и играющее солнце. Это пример того, как раньше подходили к решению эстетических вопросов. Вот он — локальный контекст. Вот она — связь с местом. Вот она — работа художников. Сугубо советское время, а ведь никакой пропаганды и политики. В отличие от времени сегодняшнего...
Тематически эта мозаика, как замечает Владислав Дреко, пересекается с таковой на здании бассейна «Водник».
— Там тоже природные мотивы, солнце, вода, камни, птицы. И люди. Тоже прямая связь с назначением объекта и природно-климатическими особенностями города. Даже техника исполнения похожа: из битых фрагментов керамики.
Так строили наш земляки, архангелогородцы из 80-ых. Сегодня в некоторых городах России мозаичные полотна признают культурным наследием, в Архангельске же со временем они теряются — то их перекрывает реклама, то новая застройка, как, например, случилось с МЖК в Соломбале. Не поддерживается сохранение и других элементов декора: так, после реконструкции здания театра кукол не были восстановлены барельефы. А некоторые памятники культурного наследия (которые даже подлежат государственной охране) горят у всех на виду и уходят безвозвратно.