В Архангельске по-прежнему остро стоит проблема аварийного жилья — деревянные дома продолжают летом сходить со свай. На руководителей управляющих компаний заводят уголовные дела, а жильцы остаются без крыши над головой, — им приходится переезжать к родственникам или в маневренный фонд. Проблеме уже не один год. Свой вариант решения предложил депутат городской думы Александр Гревцов.
В прошлом году в программе, которую я представлял на конкурс по выбору главы Архангельска, одной из основных тем было решение проблемы ветхого и аварийного жилья. Первым шагом в ее решении, по моему мнению, должна стать ПРАВДА о ветхом жилье.
Дело в том, что сегодня ни городские, ни областные, ни федеральные власти не знают реального масштаба бедствия с ветхим жильем. Это связано с тем, что на уровне муниципалитетов сдерживается проведение экспертизы жилых домов на предмет их ветхого, аварийного состояния. Например, в год в Архангельске за счет бюджета проводится экспертиза технического состояния всего 5–10 домов. При том, что общее число деревянных домов в городе, срок эксплуатации которых истек, либо близок к этому, — более трех тысяч. Они все потенциально ветхие, аварийные. Их нужно расселять.
Прекрасно понимаю, что проведение экспертизы жилых домов сдерживается умышленно, чтобы избежать лавинообразного роста финансовой нагрузки на региональный и муниципальные бюджеты на исполнение судебных решений по переселению.
Как результат такого лукавства — многочисленные сходы со свай «деревяшек», многие из которых даже не были признаны аварийными. Люди остаются без жилья и, что самое страшное, без перспективы в ближайшее время переехать в нормальные условия для жизни.
Как еще один результат — нелепая программа переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Вроде, она есть до 2025 года, но реальным потребностям жителей области мало отвечает — в нее попала лишь малая часть реально аварийных домов.
Что делать? Ответ простой: начать говорить правду!
Первый шаг в этом — проведение сплошной экспертизы технического состояния деревянного жилфонда области. На основании экспертизы сформировать список, в котором указать, какие дома являются ветхими уже сегодня и расселение которых необходимо в кратчайшие сроки; какие дома могут еще послужить после капитального ремонта; какие дома находятся в хорошем состоянии и послужат людям еще 10–20 лет — их необходимо включить в программу переселения на перспективу, но они тоже должны быть в программе.
Следующий шаг — на основании сплошной экспертизы деревянного жилфонда составить реальную программу переселения и добиваться привлечения федеральных средств на ее реализацию.
При этом программа должна составляться не на те дома, которые уже признаны аварийными, ветхими, а на все деревянные многоквартирные дома в соответствии со сроком их «выбывания» из эксплуатации. Понятно, что программа будет не на пять лет, а на 10 или, может, 20 лет. Но люди будут видеть свою перспективу.
Необходимо уйти от порочной практики, когда региональные программы переселения делаются не для того, чтобы решить существующую проблему жителей, а... вписаться в установленные Москвой лимиты. Этот путь ошибочный.
Свои предложения о проведении сплошной экспертизы деревянного жилого фонда на прошлой неделе направил губернатору Цыбульскому и главе Архангельска Мореву в Открытом письме.
Услышат — у жителей «деревяшек» будут перспективы, не услышат... Только за последний год миграционная убыль населения Архангельской области составила более 30 тысяч человек...
Согласны с автором?