Девушка переболела коронавирусом и начала превращаться в «ковидную блондинку». В стране известно о нескольких таких случаях, а в Москве женщина даже обратилась с этой проблемой к трихологу — из-за ковида она больше не брюнетка. Специалисты, опрошенные «Фонтанкой», говорят, что ничем, кроме ковида, такой эффект не объяснишь. Корни происходящего, вероятно, надо искать в структуре волосяных фолликулов, но в конкретных механизмах воздействия вируса на цвет волос еще предстоит разобраться с научной точки зрения.
— Такого я еще никогда не видела, — сказала женщина-парикмахер, проведя расческой по волосам 32-летней клиентки. Отросшие корни выглядели так, словно пришла пора их подкрашивать. Но девушка никогда в жизни не использовала никаких пигментов или обесцвечивающих средств для волос. Зато полтора месяца назад она перенесла коронавирус в средней форме.
Ирина болела в общей сложности месяц — с 15 июля по 15 августа. Почти половину этого срока пришлось провести в больнице с пневмонией. Пропавшее из-за ковида обоняние полностью не восстановилось до сих пор, ощущение постоянной усталости и «тумана» в голове тоже уходят медленно и нехотя.
— Волосопад тоже был, но постепенно сходит на нет, новые волосы растут, — говорит Ирина. — На днях я пошла в парикмахерскую, и там выяснилось, что у меня изменился цвет волос. Отрастают более светлые, чем были. Мастер сказала, что по срокам отросшее совпадает с перенесенной мною «короной». Я никогда в жизни волосы не красила. И дальше не собираюсь.
Проведя небольшой опрос среди стилистов и колористов, «Фонтанка» выяснила, что изменение цвета волос после коронавирусной инфекции — случай редкий, но не единичный.
Похожий случай наблюдал у своей 22-летней клиентки петербургский стилист Алекс.
— Волосы после коронавируса стали отрастать на тон-полтора светлее, — рассказал мастер. — Исходный цвет — 6–7, а корни — 7,5–8 (грубо говоря, был темный блонд, а стал блонд светлый). Девушка переносила ковид не очень тяжело, с поражением легких около 30%. Но в целом на протяжении всей болезни держалась температура 38. Осложнений не было.
При этом структура волос не меняется, эффект отражается только на цвете. Московский трихолог и дерматовенеролог Татьяна Егорова подтвердила «Фонтанке», что коронавирус может оказывать такое влияние на организм.
— У 43-летней женщины после ковида стали расти волосы на два тона светлее, — рассказала Татьяна Егорова. — Она была жгучей брюнеткой, а волосы начали расти русые. Болела тяжело, в стационаре. Такого я раньше не встречала. Механизм действия коронавируса на организм человека предстоит изучать еще не один год. Часто после ковида у взрослых и детей буквально отслаиваются ногти. Причем не с кончиков, а отходят по линии роста, прямо от кутикулы. Известны массовые случаи алопеции, которая начинается у людей спустя два месяца после перенесенного заболевания. Волосы выпадают просто пачками. Одна из моих пациенток из-за этого даже парик купила. Сейчас я колю ей мезотерапию, чтобы стимулировать рост новых волос. Все фолликулы там сохранены, и волосы восстановятся.
Эксперт отметила, что статистики, которая позволила бы сделать научные выводы о причинах коронавирусного осветления волос, пока очень мало, но со временем таких случаев будет фиксироваться всё больше.
Профессор Российской медицинской академии последипломного образования, трихолог Юлия Галлямова с этим эффектом не сталкивалась, но не отрицает, что коронавирус может влиять на организм таким образом.
— Меланоциты (клетки кожи, вырабатывающие пигмент меланин, определяющий цвет кожи, волос и глаз. — Прим. ред.), которые содержатся в волосяном фолликуле, подвержены внешним воздействиям, особенно иммунным, — сказала Юлия Галлямова. — Например, в случае гнездной алопеции (аутоиммунное заболевание волосяных фолликулов, начинается с появления одного или нескольких небольших участков облысения. — Прим. ред.) выпадают именно пигментированные волосы, потому что клетки иммунной системы разрушают меланоциты. Заболевание витилиго тоже связано с чувствительностью меланоцитов. Возможно, посветление тона волос после ковида связано с тем, что какая-то часть меланоцитов подверглась иммунной атаке. Это теоретический вывод, основанный на существующих знаниях анатомии и иммунологии. Но мы часто видим изоморфные реакции после перенесенной коронавирусной инфекции: стойкие аллергические процессы, экземы, себорейные дерматиты и крапивницу. Эти реакции тяжело поддаются традиционным способам лечения.
Часто постковидные проявления, которых раньше у человека не наблюдалось, указывают на то, что в организме, поборовшем ковид, продолжается воспалительный процесс. И иммунной системе нужно время, чтобы вернуться в нормальный режим.
Похоже, мы получили еще одно зримое доказательство того, что влияние COVID-19 на человека серьезнее, чем сейчас принято думать. Уже доказано, что коронавирус влияет на серое вещество мозга, истончая зоны, ответственные за обоняние, вкус, эмоции и память. Теперь вот еще и взялся обесцвечивать волосы, превращая в блондинок тех, кто к этому никогда не стремился. Здесь могла бы быть шутка про веревочку, натянутую между ушами, но мы воздержимся. Как минимум ковид-блондинки — наглядный аргумент против заблуждений ковид-диссидентов.
Накануне глава Минздрава Поморья Александр Герштанский сообщил, что в регионе начали увеличивать коечный фонд из-за COVID-19. Наметился рост заболеваемости. 29.RU чиновник прокомментировал, почему статистика поползла вверх и готово ли здравоохранение к этому.