Вопросы развития арктических территорий и возникающие проблемы эксперты обсудили на дискуссионной панели «Стратегическое планирование в регионах Арктической зоны РФ». Она прошла 1 ноября на Форуме стратегов в Санкт-Петербурге. Модератором дискуссии стал координатор экспертного совета, заместитель генерального директора ПОРА Александр Воротников. По его словам, основной вызов для развития арктических регионов — согласование федеральных и региональных планов развития.
— Например, правительство недавно утвердило комплекс мероприятий по снижению вредных выбросов в арктической зоне. Это расходные обязательства для региональных бюджетов. Или еще один пример — многие проекты подразумевают использование транспортной инфраструктуры, но на значительной части территории Якутии ее просто нет. Федеральные и региональные цели должны быть согласованы друг с другом, чтобы быть достижимыми, — говорит эксперт ПОРА.
Директор норильского Бюро арктических компетенций ПОРА Андрей Иванов рассказал о подготовке стратегии развития Норильска до 2035 года. Проектный офис развития Арктики является оператором этого процесса. При создании стратегии был применен сбор обратной связи от населения: опросы норильчан, стратегические сессии с разными группами заинтересованных, сбор предложений онлайн. Всё это позволило «приземлить» разработку стратегии и включить в нее потребности горожан.
— Мы можем с уверенностью говорить о том, что западный Таймыр и Норильский промышленный район прибавляют к металлургической и горнорудной специализации нефтегазовую и угольную. Это очевидный тренд, который повлияет на развитие территории в перспективе ближайших лет. Это будет отражено в готовящейся стратегии, — рассказал Андрей Иванов.
По его словам, в стратегии также будет отражена уникальная роль Норильска как опорного пункта освоения российской Арктики. Разработчикам стратегии пришлось учесть угрозы для будущего города: моноэкономику (80% экономики города дает одно предприятие), внешнее давление на доходы, возможный секвестр федеральных и региональных бюджетов, инфляцию, изменение климата и деградацию вечной мерзлоты. Однако у Норильска есть и особенные преимущества. Это его уникальность как явления и территории, а также глубокая интеграция и роль в процессах, происходящих на Таймыре и в Красноярском крае.
Создатели опирались на:
стратегию социально-экономического развития Норильска до 2030 года;
комплексный план социально-экономического развития Норильска;
стратегию развития арктической зоны РФ до 2035 года;
стратегию социально-экономического развития красноярского края до 2030 года;
стратегические документы «Агентства развития Норильска».
В готовящейся стратегии цели этих документов будут сопоставлены и совмещены с пожеланиями жителей города, что позволит выполнить запрос на повышение качества жизни, трансформацию городской среды, формирование новой идеологии жизни на Крайнем севере.
В дискуссии, организаторами которой выступили Проектный офис развития Арктики и «Национальная гильдия профессиональных консультантов», также приняли участие заместитель министра экономического развития Архангельской области Евгения Шелюк, президент Торгово-промышленной палаты Камчатского края Дмитрий Коростелев и вице-президент Национальной гильдии профессиональных консультантов Вячеслав Марача.
— Стратегия Норильска разрабатывается ПОРА в тесном сотрудничестве со специалистами администрации города. Мы задумывали ее как документ, отвечающий на глубинные запросы горожан. Ведь город, особенно такой, как Норильск — «единство непохожих». Он должен поддерживать своих жителей, окутывать одеялом заботы и помощи в трудных житейских ситуациях. Норильчане живут в сложных климатических условиях и производят богатство нашей страны. Значит, условия жизни должны включать элементы рекреационного подхода, и в стратегии будут использованы эти элементы, — комментирует генеральный директор Проектного офиса развития Арктики Александр Стоцкий.
Ранее Проектный офис развития Арктики также выступил официальной площадкой Минвостокразвития РФ в процессе разработки Стратегии развития Арктики до 2035 года. ПОРА провел серию стратегических сессий во всех регионах арктической зоны РФ — от Чукотки до Мурманской области. Предложения представителей бизнеса, органов власти и общественных организаций нашли отражение в стратегии.