Администрация Архангельска объявила о программе «Рубль за метр» — архитектурные памятники будут сдавать в аренду по символической цене в обмен на реставрацию. Так сделают, к примеру, с Домом Овчинникова — инспекция по охране культурного наследия через суд обязала власти отремонтировать его до 2026 года. Но есть дома, которые администрация сдать не сможет, так как их собственником не является. Среди них — стремительно разрушающийся дом Корельского на Карла Маркса, 35. В этом случае иск инспекция предъявила конкретным людям, которые здесь зарегистрированы. Мы узнали, чего именно хочет инспекция и что на это отвечают собственники, большинство из которых пенсионеры.
У здания обваливается мезонин — ходить по тротуару рядом просто опасно. Как рассказали 29.RU в инспекции по охране объектов культурного наследия Архангельской области, здание находится в собственности физических лиц, которые по закону и должны проводить ремонт. Инспекция 22 июня 2022 года утвердила охранное обязательство по сохранению памятника, а после срыва сроков обратилась в суд, чтобы всё же обязать собственников выполнить работы. В инспекции сообщили, что иск был подан в октябре 2022 года, рассмотрение дела продолжается до сих пор. Имен инспекция не называла, а выписка о владельцах дома ничего не дает: с марта 2023 года Росреестр засекретил имена физлиц.
Инспекция не слишком часто обращается в суд. В 2022 году было заявлено шесть исков. Единственный иск в октябре 2022 года подали к пенсионерам Владимиру Кавардакову, Ольге Жиганюк, Марине Крупцовой, Татьяне Горбуновой, 40-летнему Александру Канышеву и к управлению Федеральной службы статистики по АО и НАО. Дело рассматривается до сих пор.
Ольга Жиганюк сказала корреспонденту 29.RU, что не живет в Архангельске, никаких писем не получала и не знает, в чем дело. А вот Татьяна Горбунова подтвердила, что домом на Карла Маркса владеют пенсионеры, которые в нем раньше жили, включая ее саму.
— Ситуация заключается в том, что дом старый и они хотят от нас, чтобы мы его восстановили в полном объеме. Откуда у пенсионеров деньги? Мы люди возрастные. Они свои доводы приводят, мы свои. Я не один наследник, там несколько собственников. Дом признан нежилым, жить там нельзя. Там нет ни света, ни воды, ничего нет, — рассказала Татьяна Горбунова.
Она объяснила, что дом пришлось покинуть в 2015 году, когда у него обвалилась крыша. По ее словам, маневренного жилья им не предлагали, потому что дом частный. Татьяне пришлось купить квартиру в другом месте.
16 мая 2022 года из-за ухудшения состояния памятника инспекция издала распоряжение о том, чтобы закрыть доступ к зданию. Его направили собственникам, но те ничего не предприняли.
— Инспекцией весной этого года был проведен внеплановый рейдовый осмотр, по итогам которого собственникам памятника выдано предписание о приостановлении доступа к нему путем установки сплошного ограждения по его периметру, включая нависающие над тротуаром конструкции мезонина. Срок исполнения предписания в настоящее время не истек, — рассказали в инспекции.
Так как разрушающийся мезонин практически полностью нависает над тротуаром, если обнести здание глухим забором, пешеходам придется выходить на проезжую часть. Учитывая, что архитектурными памятниками годами никто не занимается, это может стать долгосрочной проблемой.
Проекта реставрации здания нет: в инспекцию для согласования его никто не присылал.
— Стоимость работ по реставрации определяется на основании сметы, составление которой осуществляется на возмездной основе. Обращаем внимание, что инспекция не наделена полномочиями по проведению научно-исследовательских (проектных) работ по сохранению объектов культурного наследия, включая сметные, — рассказали в инспекции.
Чем кончится суд, бывшая жительница памятника Татьяна Горбунова не знает. Уверена в одном — реставрацию дома бывшим жильцам не потянуть.
— Не могу сказать, сколько точно требуется денег. Думаю, чтобы реставрировать дом, нужны миллионы. Если квартиру покупаешь — и то там миллионы, а на реставрацию не знаю, сколько потребуется. Кто у нас будет делать? Все пенсионеры, — рассказала Татьяна.
В мае глава Архангельска Дмитрий Морев рассуждал о будущем Дома Овчинникова — памятника архитектуры, который стоит на перекрестке Ломоносова — Воскресенской. По словам градоначальника, деревянный дом предлагают в том числе снести. Эти слова поразили архангелогородца Владислава Дреко. В своей колонке он объяснил, чем ценно здание и должны ли сохранить его согласно закону.
Обо всем важном и интересном мы рассказываем на наших площадках в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в нашем сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — по нашему каналу в Telegram.