Город Новости Арктики Неправительственная или государственная: какой вид этноэкспертизы применим к российским реалиям

Неправительственная или государственная: какой вид этноэкспертизы применим к российским реалиям

Эта проблематика вызвала активную дискуссию на мероприятии ПОРА

У большинства экспертов не вызывает сомнения необходимость проведения исследований в области этноэкспертизы

На площадке Проектного офиса развития Арктики 27 июля состоялось заседание Дискуссионного клуба ПОРА «Этнологическая экспертиза с целью устойчивого развития КМНС — практика, проблемы и перспективы дальнейшего развития». Его модератором выступил координатор Экспертного совета ПОРА Александр Воротников.

— Этнологическая экспертиза сегодня очень важна. Развитие Арктической зоны происходит уверенными темпами, несмотря на санкционные ограничения и геополитическую обстановку. Мы видим, что растет грузопоток по Северному морскому пути, что развиваются новые проекты. Но всё это имеет и обратную сторону. Нагрузка на природные экосистемы возрастает. Соответственно, становятся всё более острыми вопросы регулирования проблем в традиционном природопользовании и взаимодействии с коренными народами Севера, — сказал во вступительном слове председатель правления ПОРА Николай Доронин.

— Пожалуй, наибольшая практика применения этнологической экспертизы наработана в Республике Саха (Якутия), где действует региональный закон о такой экспертизе. «За 13 лет в республике проведено 52 этнологические экспертизы, и на данный момент в работе ещё 8 проектов. Они касаются таких объектов, как газпровод «Сила Сибири» и космодром Восточный, — рассказала Яна Борисова, руководитель отдела по делам народов Севера, правовой и этнологической экспертизы регионального Министерства по развитию Арктики и делам народов Севера.

У большинства экспертов не вызывает сомнения необходимость проведения подобных исследований. Однако их должный правовой статус, методология, ожидаемые результаты остаются предметом споров, из-за чего на сегодняшний день так и не принят федеральный закон об этнологической экспертизе.

Однако советник руководителя Федерального агентства по делам национальностей Сергей Тимошков уверен, что разница подходов к тому, что такое ущерб традиционной среде обитания КМНС и как его оценивать, будет и дальше тормозить внедрение государственного механизма этноэкспертизы. А значит, пока это в первую очередь забота бизнеса и общественных организаций.

Василий Захаров, главный менеджер департамента федеральных и региональных программ ПАО «Норникель», рассказал об опыте проведения этнологической экспертизы на Кольском полуострове. Она проходит в связи с планирующейся разработкой Колмозерского месторождения лития. На основании этнологической экспертизы — мероприятий должной осмотрительности — вырабатывается план взаимодействия компании с коренными народами. Он включает три составляющие: снижение возможного воздействия объекта на предпроектной стадии, компенсацию ущерба и мероприятия в области устойчивого развития. В начале 2024 года по итогам этноэкспертизы планируется процедура получения от жителей района свободного предварительного осознанного согласия на реализацию проекта, поделился планами Захаров.

Этнологическая экспертиза имеет аналог во всём мире под названием оценка социального воздействия, и она не должна подменяться экологической или технической экспертизой, высказала мнение Наталья Новикова, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН. По мнению эксперта, ключевая задача такой деятельности — не выплата компенсаций, а реальное сохранение традиционной среды обитания.

— Думаю, наши компании, и особенно крупные, уже довольно зрелые для того, чтобы всё-таки перестать относиться к малым народам как стейкхолдерам и начать относиться к ним как к правообладателям, — уверен Алексей Цыкарев, председатель Центра поддержки коренных народов и общественной дипломатии «Молодая Карелия».

Сергей Никоронов, директор Центра исследования экономических проблем развития Арктики экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, еще раз обратил внимание собравшихся на важность регулярного этнологического мониторинга, который показывает, насколько хорошо реализуются принимаемые по итогам этноэкспертизы планы.

Подводя итоги дискуссии, Александр Воротников подчеркнул, что, несмотря на все существующие разногласия, этнологическая экспертиза становится реальным инструментом социально-экономического развития. «В результате в такой экспертизе заинтересованы как компании, так и население, живущее на затронутых их деятельностью территориях. Это связано как с устойчивым развитием территорий, так и повышением ESG-рейтинга компаний, которое позволит бизнесу успешно работать и продавать свою продукцию за рубежом. Это напрямую связано с ростом доходов населения и территорий. И конечно, этнологическая экспертиза невозможна без этнологического мониторинга», — подытожил координатор Экспертного совета ПОРА.

Накануне вопросы проведения этнологической экспертизы в Мурманской области в рамках будущей разработки литиевого месторождения обсудили на аналогичном мероприятии, организованном мурманским подразделением ПОРА.

Проектный офис развития Арктики является оператором этнологической экспертизы на Кольском полуострове и, помимо этого, организует разработку сводной методологии неправительственной этнологической экспертизы. В 2020 году ПОРА выступил оператором этноэкспертизы на Таймыре.

АНО «Экспертный центр ПОРА», porarctic.ru

Реклама. Erid: Kra23sX3m

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления