Система образования в России перестраивается — учебные заведения всё больше ориентируются на экономические запросы страны. Так, в колледжах и техникумах программу обучения сделали более практикорриентированной. Это стало возможным после запуска федерального проекта «Профессионалитет», инициированного президентом РФ. Он стартовал в 2022 году.
Изменения коснулись и Архангельской области. По проекту здесь создали образовательно-производственные кластеры, которые объединили учебные учреждения и предприятия региона. На базе Новодвинского индустриального техникума работает кластер лесной отрасли «ПрофиПром», Архангельский медицинский колледж стал основой для кластера «МедиПроф», а образовательный кластер «ПРОобразование» открыли на базе Архангельского педколледжа.
Как «Профессионалитет» повлиял на подготовку будущих специалистов? Про изменения и первые результаты рассказала руководитель по инновационному и методическому развитию Архангельского педагогического колледжа Юлия Спехина.
Как в области появился новый образовательный кластер
О программе «Профессионалитет» говорят как об одном из приоритетных проектов страны. Попасть в нее стало целью для многих образовательных учреждений.
— Конкурсный отбор был достаточно серьезным, поэтому мы сразу начали усиленную работу над документацией, — вспоминает представитель педагогического колледжа Юлия Спехина. — Правительство Архангельской области стало инициатором создания образовательного кластера на базе нашего колледжа. В апреле 2023 года мы подготовили для него комплексную программу, а в мае узнали, что вошли в число победителей проекта.
На запуск программы кластера «ПРОобразование» отвели полгода.
В итоге к концу 2023-го в его работе задействовали все колледжи области, где готовят педагогов, а также детские сады, школы, организации допобразования и учреждения для ребят с ОВЗ.
— У нас в области 5 образовательных учреждений, которые готовят по педагогическим специальностям, — отмечает Юлия Спехина. — Несмотря на единые стандарты СПО, раньше у каждого была своя траектория. Сейчас же образовательные программы приведены в единство и мы смотрим в одном направлении.
Что изменилось?
Среднее профобразование в Архангельской области уже не первый год стремится к практикоориентированности. Многие и раньше сотрудничали с региональными предприятиями. Теперь специалистов начали готовить точно под запросы будущих работодателей.
— Первое, что мы сделали, когда выиграли проект, — провели большой круглый стол с работодателями, — поясняет Юлия Спехина. — Нам было важно понять, каким должен быть выпускник, чтобы его сразу могли принять на работу. Работодатели помогли определить основные корпоративные и цифровые компетенции, которыми должны обладать будущие педагоги и воспитатели.
Сегодня работодатели активно участвуют в составлении образовательной программы, подборе современного оборудования и других вопросах образования.
— Участники проекта и предприятия и готовят специалистов под конкретные задачи, что гарантирует максимальный уровень трудоустройства выпускников, — поделился министр образования Архангельской области Олег Русинов.
Внедрили цифру и модернизировали колледж
Появление новых технологий тоже диктует свои тренды. Сегодня выпускники педагогических колледжей всё чаще работают в Точках роста, Кванториумах. Поэтому одной из основных задач федерального проекта было внедрить в образовательный процесс «цифру».
— Те федеральные средства, которые выделили по проекту, в первую очередь пошли на улучшение инфраструктуры, — отмечает Юлия Спехина. — Мы полностью обновляем материально-техническую базу и формируем восемь новых лабораторий.
Так, в колледже появился центр прототипирования, голографический стол и учебные беспилотные летательные аппараты. Также студентам создали условия, чтобы освоить робототехнику и художественно-эстетические навыки. В распоряжении будущих преподавателей химии и биологии — умные теплицы и цифровые микроскопы. А в лабораториях физического развития учат взаимодействовать с анализатором состава тела.
— Мы часто повторяем студентам, что игра — ведущий вид деятельности, — отмечает Юлия Спехина. — Поэтому лаборатория организации игровой деятельности для детей раннего и дошкольного возраста также стала для нас отличным подспорьем. Здесь много всего для детей разных возрастов: интерактивный пол и песочница, Стим-лаборатория и другое оборудование.
Также в кластере открыли лабораторию внеурочной, вожатской и досуговой деятельности. Это пространство, где студентов учат организовывать кружки, школьные театры, мультстудии и медиа.
Не забыли и об инклюзивном образовании. В отдельной лаборатории появится оборудование, которое поможет молодым специалистам научиться работать с детьми с ОВЗ.
— Каждая мастерская — это новые возможности не только для обучения студентов, но и для практической подготовки, которую могут проходить на этой базе другие категории населения, — подчеркнул Олег Русинов. — На основе мастерских также могут быть созданы учебно-производственные комплексы для организации практической подготовки и временной занятости обучающихся профтеха.
По словам главы Минобра, с 2024 года планируется открыть УПК по таким направлениям, как металлообработка и сварка, услуги общественного питания, изготовление столярных изделий, озеленение и благоустройство территорий, ремонт и обслуживание легковых автомобилей и грузовой техники.
А что об изменениях говорят студенты?
Учиться по программе «Профессионалитет» может каждый, кто является студентом колледжа, прошедшим конкурсный отбор проекта.
— У нас очень широкая программа популяризации. Ребята, которые являются амбассадорами проекта «Профессионалитет», всё делают с большим энтузиазмом — это видно. Особенно большой отклик от профориентационных мероприятий, которые они проводят для школьников, — отметили в педагогическом колледже.
Какой промежуточный итог проекта?
Проект рассчитан на 3–4 года. За полгода работы в Поморье уже разработали 6 образовательных программ. К следующему году колледж планирует внедрить еще одну — «коррекционная педагогика в начальном образовании».
— В целом реализация проекта «Профессионалитет» позволит осуществить перезагрузку системы профессионального образования Поморья, — считает Олег Русинов. — Учреждения будут готовить необходимое число действительно востребованных в регионе специалистов, и, как следствие, ежегодно будут трудоустроены не менее 85% выпускников.
Глава ведомства добавил, что планируют также создать в 2024 году образовательно-производственный кластер в сфере машиностроения на базе Северодвинского техникума судостроения и машиностроения, для строительной отрасли — на базе Архангельского техникума строительства и экономики.
Кластер в сфере туризма, гостеприимства и услуг хотят запустить на базе торгово-экономического колледжа. А на площадке колледжа телекоммуникаций — готовить кадры для работы в сфере электротехники, системы телевещания, прикладного программирования.