Исакогорка — тихий микрорайон на левом берегу Архангельска. Здесь многое связано с железной дорогой, начиная от названий улиц, заканчивая людьми, которые посвятили всю свою жизнь работе в депо и на местной станции. Мы приехали в Исакогорку и посмотрели, как устроена жизнь северян на окраине города, с какими проблемами они сталкиваются и что их удерживает здесь.
Обо всём важном и интересном мы рассказываем на наших площадках в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в нашем сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в нашем канале в Telegram.
«У нас тут практически все железнодорожники»
Когда приезжаешь в Исакогорку, в глаза сразу бросается хаотичная застройка. Пятиэтажные панельки, двухэтажные домики, многоквартирные деревяшки и частные коттеджи стоят вперемешку.
На одной пятиэтажке возле остановки мы заметили надпись «Счастье есть». Проверим, добралось ли оно досюда.
Исакогорка начала активно застраиваться в конце XIX века с появлением проекта строительства железной дороги Вологда — Архангельск.
Железнодорожная станция Исакогорка была открыта 17 ноября 1897 года. Это детище знаменитого купца и мецената Саввы Мамонтова.
Здесь есть улицы Локомотивная и Магистральная, а часть магазинчика на остановке сделана из вагона поезда.
— У нас тут практически все железнодорожники, но сейчас многие работают в городе, тоже на железной дороге, — рассказывает местная жительница Наталья, которую мы встретили на улице. Она сама проводник и живет в Исакогорке с рождения.
Исакогорка находится в часе езды от центра Архангельска. Считается, что микрорайон расположен в черте города, поэтому проезд до железнодорожной станции на автобусе стоит стандартные 40 рублей.
— На работу и учебу многим приходится добираться на автобусе. Сидячих мест почти никогда нет. Утром и вечером автобусы битком, — добавила архангелогородка.
Женщина рассказывает, что в Исакогорке, несмотря на проблемы с транспортом, ей живется неплохо: тут есть библиотека, несколько школ и детские сады. В дома проведены все коммуникации. Однако, признается Наталья, будь у нее финансовая возможность, она бы покинула это место.
— Я бы хотела жить в Южной Корее, в Сеуле. Но денег для переезда у меня нет. Так что ничего не поделать, где жил, там и пригодился!
«Меня тут ничего не привязало»
Другие местные жители отмечают, что микрорайон — неплохое место для спокойной жизни, но перспектив тут, по их словам, мало. Они также не считают Исакогорку частью города — слишком уж она удалена от центра.
Пенсионерка Любовь, с которой мы заговорили на улице, рада была бы уехать отсюда:
— Я вообще не здешняя. Мама привезла меня сюда из Подмосковья, когда мне было 4 года. Она работала тут в депо. Я пыталась уговорить ее переехать отсюда, потому что меня тянет на родину, но она привыкла тут жить. Она умерла пять лет назад, а я теперь тоже не могу переехать. Она меня тут держит.
Женщина признается, что за свою долгую жизнь ей так и не удалось обрести здесь свой дом:
— Я тут прожила столько лет, но меня всё равно вот здесь ничего не привязало. А теперь переезжать отказывается уже мой сын. Говорит, что не поедет. У него тут друзья, девушки всякие.
Еще один наш собеседник, Сергей, живет здесь больше 30 лет и, что интересно, местным себя не считает до сих пор. Но на жизнь не жалуется:
— Я не местный. Попал сюда по распределению. Работал диспетчером в Архангельске. Хотелось вроде бы в город перебраться, а сейчас как-то уже осел здесь. Тут есть где погулять. Вон, вышел из дома — и уже лес, далеко ездить не надо за ягодами, за грибами. Как-то привык уже.
Сергея мы застали за утренней уборкой снега — это его ежедневный ритуал. Мужчине не безразлично, в каком состоянии находится его двор, да и соседям приятно.
— Я утром выхожу подышать свежим воздухом. Чищу переходы для людей, чтобы ходить приятнее было. Из достопримечательностей у нас тут только церковь. Зато проблем особо нет. Разве что стандартные: очистка снега зимой и перебои с горячей водой.
«Это деревня полная»
Молодежь в Исакогорке надолго не задерживается. Тут можно получить 11 классов образования. Для этого работает школа № 34. А вот в техникумы и ВУЗы приходится ездить в центр. Как и за развлечениями — заняться тут, по словам ребят, особо нечем.
— Это деревня полная, тут даже ничего интересного нет, развлечений никаких. Только продуктовые магазины, два садика и две школы, всё. Ну, дом культуры, по-моему, есть какой-то. Но мы туда не ходим, потому что там просто ерунда, — рассказывает 17-летняя Марина. Свободное время она проводит в Архангельске и Новодвинске — там живут ее друзья.
«Тут остаются чисто бабушки. Молодежь вся уехала отсюда в город. Тут скучно, и всё вымирает»
Перед дискотекой плетут сети для СВО
При этом пожилые люди на отсутствие активностей не жалуются. На вопрос о том, чем в Исакогорке можно заняться в свободное время, все встреченные нами бабушки отвечали: «Плести маскировочные сети для участников СВО». Такое времяпрепровождение, похоже, стало для них обыденностью. После очередного упоминания о сетях, как о досуге, мы решили посмотреть на процесс плетения своими глазами. Этим занимаются в совете ветеранов железной дороги. Найти его нам помогли прохожие.
— У нас тут каждый день собирается человек по 20. В основном, пенсионеры. Сейчас, зимой, конечно, меньше. Болеют многие. Но процесс мы не останавливаем, — рассказывает Вера, активистка совета ветеранов.
Пенсионерки провели нам экскурсию и рассказали, что сборы для плетения сетей стали для них в том числе поводом чаще видеться.
— Мы собираемся и для общения, конечно. У нас всякие посиделки, чаепития, дни именинника проходят. Мы вместе ходим в клуб (Исакогорско-Цигломенский культурный центр. — Прим. ред.). Для ветеранов железной дороги там проходят, например, новогодние вечера.
В «клуб» бабушки пригласили и нас. Дружной толпой мы двинулись в соседнее здание, которое когда-то было общежитием. К сожалению, дальше холла нас с фотографом не пустили. Управляющая, испугавшаяся камеры, заявила, что «посещение нужно согласовать сверху», и попросила нас уйти.
Попрощавшись с бабушками, мы вышли на крыльцо. Там нас встретил Виталий. Он тоже из совета ветеранов. Спросили у него, как ему живется в Исакогорке.
— Да нормально. Почта есть. Три раза в неделю работает. Бани нет, банка нет — одни магазины. Еще и больницу хотели закрыть. Хорошо хоть терапевты детские остались. А вот нам, пожилым, нужно иногда укольчики, капельницы делать. Это нам больным надо в город ехать. Не хотят врачи здесь работать.
На что жалуются местные
Рядом с культурным центром мы встретили Лидию Ивановну. Она живет неподалеку. Бабушка решила подойти к нам сама. Женщина рассказала, что всю свою жизнь отработала на железной дороге, а еще была депутатом 1986 года созыва. Тогда, говорит она, власти заботились о людях больше.
— Расскажите людям, как нам хреново здесь живется! В домах постоянно аварии, потому что когда строили наши дома, тут было болото, а вода дырочку всегда найдет, она подмывает фундамент. В подвалах комары, вонь, запахи смрадные. А о наших проблемах никто слышать не хочет. Сколько раз пыталась сообщить на губернаторскую линию, а меня отсылают по всем телефонам.
По словам женщины, проблемы есть и с дорогами. Их жители Исакогорки часто чинят сами, засыпая строительным мусором. Но больше всего Лидию Ивановну волнует больница.
— Вон у нас поликлиника. Называется только поликлиника. Раньше в этом здании магазин был. Потом был стационар на две койки, два терапевта сидели, два педиатра, врачи приезжали, брали анализы. В общем, всё было. Сейчас остались только два педиатра.
Чтобы подтвердить свои слова, бабушка проводила нас в медучреждение. Работники регистратуры подтвердили, что сейчас в филиале Архангельской городской клинической больницы № 4 принимают лишь два педиатра.
— Если что-то случается, взрослые жители вызывают скорую. Сейчас была эпидемия гриппа, много людей приходило. Врачи справились.
Всё рядом и за детей не страшно: какие плюсы
И всё же есть люди, которые рады жить в Исакогорке. Например, многодетному отцу Александру нравится удаленность микрорайона от городской суеты. Каждое утро он выезжает в Архангельск на работу и не боится оставлять младших детей одних.
— Здесь спокойно и тихо, поэтому я тут и остался вместе с семьей, — рассказывает Александр. — Я тут с 1972 года. Работаю в городе, и для меня это муравейник. А здесь я могу ребенка выпустить на улицу и не переживать, что с ним что-то случится. В городе без присмотра его не отпустишь.
Пенсионерка Светлана Валентиновна переехала в домик рядом с железнодорожной станцией три года назад. В жизни здесь для себя видит только плюсы.
— В Исакогорке мне нравится. Магазин совсем недалеко, лес рядышком. Купили тут квартиру. Дому уже 130 лет, но фундамент хороший, даже вибрации никакой нет. Здесь раньше детский сад был. Все коммуникации. До этого жила на Бакарице и в Зеленом Бору. Из центра города, конечно, сюда никто не захочет переезжать, а если я всю жизнь прожила на Левом берегу, для меня это, вроде как, и нормально.
А для кого-то Исакогорка и вовсе становится местом, куда можно приехать, чтобы походить по магазинам. Правда, когда другого выбора нет. Об этом рассказала мама двоих детей Наталья:
— У нас на Лесной Речке всего один магазин, и это вообще кошмар. Поэтому сюда ездим, в Исакогорку, здесь более-менее. Мы планируем с мужем перебираться в город, потому что здесь единственное, что хорошо, это то, что тут тихо. Больше здесь, в принципе, никаких плюсов.
Вот такой мы увидели Исакогорку. Счастье тут, хоть и не для всех, но есть. Заключается оно, по словам местных, в близости природы и тишине. Конечно, есть в микрорайоне и проблемы, но их гораздо меньше, на наш взгляд, чем на том же Бревеннике или Кегострове, которые мы посещали ранее. В конце концов, в Исакогорке есть хотя бы центральное отопление и канализация, что для многих отдаленных от центра Архангельска территорий — роскошь.
А вы как считаете, комфортно жить в Исакогорке?