Все мы каждый день видим в Архангельске расписанные краской стены. Граффити возникают не только на окраинах города, но и на любой центральной улице. Среди них и классические «три буквы», и масштабные полотна. Кто-то из художников остается на том же уровне, а кого-то потом привлекают к рисованию больших муралов, о которых рассказывают власти.
В редакцию 29.RU обратился архангелогородец, пожелавший остаться неизвестным. Он возмущен тем, как выглядят в городе стены домов, а также реакцией на это коммунальщиков и местных властей. Публикуем его мысли в этой колонке.
Обо всём важном и интересном мы рассказываем на наших площадках в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в нашем сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в нашем канале в Telegram.
Одни говорят, что чисто там, где прибираются, а другие считают, что чисто там, где не мусорят. А мне кажется и то и то правильно. Вот, например, стены в Архангельске постоянно загажены, а кто виноват в этом? Можно обвинить самих художников, которые портят всё вокруг. А можно и коммунальщиков, которые медленно реагируют на их каракули.
Я понимаю, что в самой культуре граффити заложен дух свободы, опасности, нарушения границ. Но я как-то совершенно не могу осознать, что человеку может быть настолько плевать, как выглядят улицы со стороны. Ладно еще какие-нибудь серые гаражи, которые становятся под их баллончиками яркими и интересными. Но дома-то чем не угодили? Берут и рисуют прямо поверх советской мозаики, или делают это так, что дом потом закрашивают вплоть до второго этажа. Это уже не столица Севера, а какое-то убогое гетто.
Ну не может ведь человек не понимать, какие будут последствия после его рисунка. Где одна картинка — там и другие начинают появляться. И всё, этот участок дома будут регулярно красить и расписывать. Везде по городу встречаются надписи — то ХЗК, то ТРК, то еще что-то. Первое, говорят, расшифровывается как «Художник Знает Как». Ну, раз они такие знатоки, видимо должны понимать, что свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Одни хотят рисовать на стенах, другие хотят жить в чистом доме.
Вы город со стороны реки видели? Вся набережная в граффити! Избавиться от рисунков власти не могут: несколько лет назад ничего лучше не придумали, как взять, зарисовать гранит и объявить там конкурс на какие-то более нужные им рисунки. Получилось даже хуже.
Тут, конечно, вопрос и к тем, кто должен это всё очищать. Во-первых, в городе почему-то не пользуются пескоструйной обработкой, которой очищают краску с камня. Во-вторых, коммунальщики даже не могут цвет краски подобрать так, чтобы она не отличалась от основного. Стена розовая — красят красным. Бежевая — наносят белый. Все дома, в итоге, стоят пятнистыми.
На Воскресенской несколько лет назад появились огромные буквы на жилых домах. Чтобы их закрасить, понадобилось много месяцев. Вроде бы в городе столько видеокамер появилось, что можно всех увидеть, засечь и поймать. Но, видимо, не получается.
Вообще, в Архангельске почему-то очень любят граффити как искусство. Особенно в этом преуспел проект City Says (реализуется при поддержке Фонда президентских грантов и Губернаторского центра Архангельской области — Прим. ред.), где рисунки изучают и пытаются архивировать. Например, выпустят документальный фильм — в нем все, кто портил стены, сидят и спокойно разговаривают на эту тему. Чистосердечное признание, не иначе.
Или вот Дом молодежи разрешил разрисовать стену и сделать самое большое граффити в городе. Приняли участие все те, кто как раз стены и портит. Та же ситуация с рисунками у Музея изобразительного искусства, с остановками в городе или муралами. В городе считается нормальной такая практика: сегодня молодой человек портит общее имущество, рисуя на домах свои загогулины, а завтра ему выделяют деньги, чтобы он уже разрисовал стену официально. В качестве привлечения уличного автора к нормальному, лицензированному труду — это я понимаю. Но это не значит, что он после этого опыта не будет стены портить.
Проблема еще в том, что даже большие муралы — грубо говоря, официальный стрит-арт — не могут нормально вписать в городское пространство. Вот, например, сейчас разрисовывают торцы домов у Кузнечевского моста. Многие говорят на это: «Сам рисунок отличный, а вокруг какой-то ужас — сами дома грязные, кругом вывески, все некрасивое». Так может быть сначала надо было само место как-то привести в порядок, а потом уже рисовать? Гагарин, выглядывающий из информационного мусора — сомнительное решение.
В общем, ребята, всё это более чем сомнительно. Кто-то скажет: «У каждого свой вкус». А я отвечу: «Есть вкус, а есть безвкусица». Вы не художники — вы просто вандалы, прикрывающиеся «крутым» стилем, флёром запретности. Привет всем, кто берется за баллончик — может быть хоть кто-то задумается. Хотя это вряд ли.