Частые коммунальные аварии — одна из серьезных проблем не только Архангельска, но и всей России. Мы пообщались с Константином Крохиным, председателем Союза жилищных организаций Москвы и членом комитета ЖКХ ТПП РФ. Спросили, в чем он видит причину регулярных аварий на коммунальных сетях и какие шаги, по его мнению, следует предпринять, чтобы её решить.
— Минстрой озвучивал официальную статистику, что коммунальные сети в разных регионах России изношены от 40% до 80%. Как правило, конечно, хуже всего ситуация на севере и на юге страны, — рассказывает эксперт.
По данным министерства топливно-энергетического комплекса и ЖКХ Архангельской области, сети водоснабжения в Архангельске изношены на 76,3%, канализация изношена на 75,1%. По данным ТГК-2 теплосети города изношены на 75%.
По мнению Константина, серьезный износ сетей произошел из-за того, что долгие годы Россия рассчитывала исключительно на ресурс коммунальных сетей, которые были построены еще в СССР. При этом в стране не сложилось эффективной системы, которая позволяла бы комплексно и централизовано подходить к замене и развитию этих коммуникаций:
— Износ сетей в Архангельске — это естественно. Мы «проели» советский задел, и сейчас будут аварии. Такие же, как в прошлом году в Подмосковье и Новосибирске. Вот как только погода ухудшится, как морозы усилятся, как увеличится потребление тепла, всё будет рваться. Потому что советский задел, он просто физически заканчивается.
Эксперт считает, что коммунальные проблемы во многом связаны с тем, что в городах нет генеральных планов застройки, которые учитывали бы все нагрузки, позволяли строить и обновлять коммуникации эффективно.
— Ключевая проблема сейчас — это отсутствие генпланов и обязанности согласовывать их с населением. Сейчас стройки в России не согласуются, даже слушания не проводятся. Их отменили из-за пандемии, и всё.
Теперь исполнительная власть что хочет, то и строит. Она вообще ничем не ограничена, кроме как желанием заработать деньги.
— Как можно планировать развитие города без генерального плана, который составляют ученые, практики, эксперты, чиновники, опытные люди? Я вот себе не представляю. А у нас этого генплана нет даже в Москве…
Константин Крохин уточняет, что в России на смену генеральным планам пришли «мастер-планы». Они не имеют законодательно утвержденных требований к своему содержанию, как правило, разрабатываются сторонними компаниями и лишь согласовываются с администрациями. По мнению эксперта, они больше подходят для небольших поселков, чем для городов.
Еще одной причиной проблем с коммунальными сетями эксперт считает большое количество новостроек. Старые коммуникации просто не способны справиться с новыми нагрузками, но руководители городов и областей сильно зависят от инвесторов.
— Каждый муниципалитет хочет, чтобы у него планы ввода нового жилого фонда росли: это показатели, это деньги в бюджет, это позволяет быть на хорошем счету у начальства, я уже не говорю про взятки. Это выгодно, чтобы к тебе пришел застройщик и что-нибудь построил. На этом заработают все: сетевики, тепловики, администрация, дорожники. И вот это, к сожалению, затмевает разум. И потом происходят аварии.
По словам эксперта, в погоне за темпами строительства, власти могу закрыть глаза на ветхие сети и разрешать возводить дома там, где коммуникации на это не рассчитаны.
— Сейчас очень много варягов, которым важно не будущее региона, а свой KPI. Он есть у любого губернатора, мэра. Это показатель привлечения инвестиций. То есть представители власти зависят от инвесторов, а не от населения, а значит интересы инвесторов — важнее. В итоге строительные нормы сокращаются, сети не обновляются и город от этого страдает.
Из-за этой системы в городах России нет долгосрочного планирования. Потому что любой назначенец в городе — лишь на время, на 4–5 лет.
По мнению эксперта, активно строить новые дома в городах, где есть проблемы с коммунальными сетями, просто нельзя.
— Это не нормально, сажать новостройки на старые сети. Ты просто не сможешь обеспечить нормальное давление в трубах. Чтобы тепло поднялось хотя бы на девятый этаж, нужно дать мощное давление. Старые системы на это не рассчитаны. Если дать на них большие нагрузки, трубы рвутся, и все сидят без отопления.
Именно по этой причине, как говорит Константин, коммунальщики часто снижают давление в целых районах, из-за чего батареи становятся еле теплыми:
— Этой зимой в Подмосковье была такая системная проблема. Это была катастрофа для десятков тысяч жителей. Были сильнейшие морозы до -29 ℃. И у людей в новостройках батареи либо совсем не работали, либо были чуть теплыми.
Вы в Архангельске столкнетесь с тем же. Если вы одновременно со строительством не меняете трубы, то это бомба замедленного действия. Они начнут рваться.
Чтобы этого избежать, необходимо грамотное планирование и четкое соблюдение всех регламентов еще на этапе согласования строительства новых домов. Здесь-то, по словам Крохина, и происходит конфликт интересов, ведь ограничивать инвесторов строгим контролем — невыгодно для администрации.
— В каждом нормальном городе, областном центре, точно есть схемы теплоснабжения и водоснабжения каждого района. Когда строится дом, необходимо эти схемы утверждать и обновлять. Это называется техусловие подключения. Контролировать это должны снабжающие и сетевые организации, а также администрация.
К сожалению, очень часто за бабки, за взятки, за контракт, за что угодно, они подписывают техусловия даже тогда, когда они не выполнены.
Схема, говорит эксперт, простая: контролирующая организация подтверждает, что старые сети выдержат новые нагрузки, или обещает, что пока дом строится, она обновит сети и подготовит их к новым нагрузкам.
— Строители платят администрации или теплоснабжающей организации деньги за подготовку сетей. А они в итоге ничего не делают, но деньги берут. Правильный хозяйственный руководитель муниципалитета или теплоснабжающей организации должен сказать: «Мы не выдадим разрешение, пока в вашем проекте не будет замены сети, столько-то метров, такого диаметра». Но судя по опыту того же Подмосковья, таких руководителей немного.
Справится с проблемами коммунальных сетей, говорит эксперт, — можно. У городских и областных администраций есть необходимые инструменты и полномочия хотя бы для того, чтобы сократить количество прорывов.
— Именно местная региональная администрация может исправить положение. Например, она может утвердить генплан города, увязать в нем интересы населения, бизнеса, государства. В Екатеринбурге, например, в прошлом году запретили выдачу всех новых разрешений на строительство жилья. Они поняли, в чем причина сбоев: на старые сети увеличился объем потребления.
Эксперт также считает, что властям необходимо вернуть жителем городов право влиять на планы застройки:
— Самый простой способ — вернуть публичные слушания. Это может сделать региональный парламент. Если власть будет обязана учитывать мнение экспертного сообщества и людей, то ситуация в городах улучшится.
Публичные слушания по застройке территорий отменили еще во время пандемии коронавируса. До этого утвердить проект генплана поселения или городского округа, внести изменения в существующий генеральный план нельзя было без общественных обсуждений.
Подробнее о проблемах с коммунальными сетями и о том, как с ними планируют справляться власти — мы рассказывали в большом материале.