
Реушеньга — деревня, в которой хочется побывать летом, а не только зимой
Самая крайняя ледовая переправа в Архангельске тянется по льду Северной Двины между микрорайоном Экономия и деревней Реушеньга. Это самая настоящая окраина города — дальше нее уже необитаемые острова и прямой выход к Белому морю. Казалось бы, в такой дали не должно быть никаких жителей, особенно зимой, но это не так: как раз в это время года сюда комфортнее всего добираться. Мы побывали на переправе и в самой Реушеньге — рассказываем, какие проблемы есть у местных жителей и как они с ними справляются.
Обо всём важном и интересном мы рассказываем на наших площадках в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в нашем сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в нашем канале в Telegram.

Недалеко от переправы — порт Экономия
«Рыбное место есть, только сегодня не клюет»
Многие архангелогородцы хорошо представляют себе Маймаксу, но о Реушеньге имеют довольно слабое представление. Транспортной переправы здесь не бывает, никакого моста не предусмотрено, в теплое время раз в неделю сюда приходит теплоход, а во время распуты — буксир.
Сейчас пересечь реку по льду можно минут за 10. Некоторые предпочитают не ходить по ней пешком, а ездить на мотобуксирах — так называемых «мотособаках», на которых возят и своих близких, и тяжелые грузы. Например, мешки с опилками.

Мешки с опилками при нас возили от берега Экономии до переправы
По пути нам встречаются рыбаки — одни идут пешком, неся на себе ледобуры, другие добираются как раз на мотобуксирах. Большинство из них живет на материковой части Архангельска, а сюда добираются ради отдыха.
— Рыбное место есть недалеко, 4,5 километра отсюда, — делятся трое мужчин, идущих со стороны моря. — Только там не клюет сегодня.

Рыбаки ушли ни с чем
— Сегодня ничего не клюет, а обычно можно поймать корюшку, — подтверждает пенсионер на мотособаке. — Я ее не продают, только для себя ловлю. А там дальше — Реушеньга, там пенсионеров много: есть и дачники, и те, кто с пропиской. Вот сейчас на дачи, видишь, возят опилки, доски… Летом можно на теплоходе это всё привезти, но зимой по переправе легче.
Ближе к острову во льду проделано устье для прохода судов, на нем лежат деревянные мостки. Мотобуксиры аккуратно перевозят прямо по ним — хозяева слезают с них, ведут вручную и внимательно следят, чтобы транспорт не разогнался и не упал в воду.

Некоторые владельцы мотобуксировщиков украшают своих «железных собак»
Работники переправы сидят рядом в небольшой будке, рядом с которой разлилась большая лужа — по их словам, так они намораживают более толстый лед. Мосточки разбирают обычно в полдень и на ночь: именно в это время здесь проходят суда.
— Сейчас пойдет ледокол, вот только что с 23-го лесозавода сообщали, что там разбирают переправу, — рассказывают они. — Можете подождать, посмотреть. А лед у нас здесь — около 50 с лишним сантиметров толщиной, транспорту ездить нельзя.

В полдень переправу нужно разбирать для прохода ледоколов
«Перестройка пришла — тут всё сразу сдохло»
Остров Реушинский — не самая последняя населенная точка вдоль Северной Двины: чуть дальше, поближе к Белому морю есть еще деревни Подборка и Лапоминка, но это уже не Архангельск, а Приморский округ. А вот Реушеньга — это именно что городская территория — в рамках Архангельска это улица Реушеньгская. Правда, если жители центра города зимой жалуются на нечищенные тротуары, то здесь дорог и вовсе нет — снег сгребают разве что у крылец. А дорогу зимой заменяет замерзшее русло реки Реушинки.

Карта деревни Реушеньга. Большая часть домов — это дачи местного СНТ
Жилые дома в деревне расположены по двум ее берегам — всего их около 40. В основном это старые избы с поветью, некоторые построены еще в 1930-е годы. Чуть подальше вглубь острова есть дачный поселок, в котором стоят еще около сотни частных деревянных домиков — большинство зимой пустуют.

Вид с реки на старые дома
По данным администрации Архангельска, в Реушеньге прописан 31 человек. Но те жители, которых мы встретили, говорят, что постоянно живущих здесь намного меньше.
— В основном это пенсионеры — две бабушки да три дедушки, — поделился Николай (имя изменено по просьбе героя — Прим. ред.). — Дети у них есть, но они все по городам уже разъехались. Дома часто перекупают, но вообще они переходят по наследству. Раньше здесь школа была, детский сад, магазин… Много чего было, а сейчас ничего нет. Всё закрылось еще в советские времена, до перестройки. А как перестройка пришла, тут всё сразу сдохло.

Замерзшая река зимой — единственная дорога до деревни
Владелица другого дома в Реушеньге, Елена рассказывает, что по документам из здание было построено в 1938 году.
— Мы городские, ездим сюда постоянно, — говорит она. — А если здесь какое-то население есть, старожилы — то это глубоко возрастные люди. Живут здесь потому что, видимо, другого жилья нет. У нас есть сосед — ему 85, а его супруге где-то под 80.

На участках хранятся лодки, на которых в навигацию можно путешествовать между берегами
«В городе свои проблемы, а здесь спокойствие»
Николай — не коренной житель, сам он называет себя городским. У него есть прописка в центре Архангельска, но около 20 лет назад он купил в Реушеньге дом и с тех пор постоянно зимует здесь.
— Город — это город, там свои проблемы, — объясняет он. — А здесь проблем нет — тишина, спокойствие. Закрывать дверь даже не надо — поставил метелку и ушел. Рыбаки сюда с города приезжают, в выходные тут паломничество — по 200 человек приезжает на рыбалку. Тут море рядом — и камбала ловится, и корюшка, и сиг, и окунь, и щука — вся рыба есть.

Не все дома красят и ремонтируют, но некоторые стоят очень ухоженными
По словам Николая, на острове не только устраивают рыбалку, но и охотятся на уток и зайцев.
— Было время лет пять назад, тут и медведь бродил, и волки, — вспоминает он. — Зайцы были, но в этом году наводнение случилось по осени — видимо, половину потопило, а половина ушла. А раньше их вообще много было — прямо вот здесь в огороде бегают. Люди капусту собирают, листья обрывают, а они приходят их подъедать.

Чье-то добро
«Через реку люди летать не умеют»
Не смотря на слова об отсутствии проблем в Реушеньге, такие здесь, конечно, есть. И связаны они как раз с возможностью добраться до деревни. Сделать это не так-то просто.
— Продуктами мы закупаемся в городе, — объясняет Николай. — Сейчас хоть переправа есть, пешком ходишь. А распутица была — дороги не было. Раз в неделю сюда приходил буксир, возил на Экономию по воскресеньям, ждал там два часа и вез назад на остров. Но хотя бы раз в неделю — а до этого его вообще не было. Приходилось идти по берегу до 23 лесозавода, это примерно 12 км без дорог. А при коммунистах каждый день буксир ходил!

Причал скрыт под снегом
Елена подтверждает, что на остров всегда сложно добраться при переходе осени в зиму и зимы в лето, когда навигация на реке уже закончилась или еще не началась. Теплоход и буксир могут перевезти хозяев домов с Экономии, но здешняя пристань находится с одной стороне Реушинки. Владельцам домов с другого берега никак не перебраться на свои участки. Можно воспользоваться лодками, но тогда рискуешь нарваться на штраф.

А здесь уже относительно новый дом
— Через реку-то люди летать не умеют, — объясняет архангелогородка. — То есть, их высадили здесь, а потом куда им? Мы на это время просто уезжаем в город, больше нам ничего не остается. А у тех жителей, которые живут здесь постоянно, очень большие проблемы. Магазина здесь нет, а чтобы съездить в него, надо выезжать в Маймаксу.

На острове много домов с поветью
На буксире во время ледостава ездить тоже не очень удобно — на борту бывает довольно холодно.
— Ты пока с Гидролизного едешь, с 22-го лесозавода, просто-напросто сосулькой станешь. А сейчас, конечно, зимой хорошо — вот, ходим пешком. И то, в этом году переправу открыли только 10 января, проблема была у населения очень большая до этого. А весной, пока ледоход не пройдет, попасть сюда тоже сложно. Вот так деревня оторвана от города.

Елена — горожанка, регулярно приезжающая в свой дом в Реушеньге
«Это наша родина — родину не выбирают»
Уже на обратном пути нам встречает Александр, который едет до переправы на мотобуксире. Он говорит, что в Реушеньге живет круглогодично и не понаслышке знает, каково это — зимовать и пережидать распуту на острове.
— Вот эта переправа — это вообще беда, — делится он. — Мало того, что приходится ждать, пока судно пройдет — это ерунда. А вот то, что ее долго не открывают — это проблема. Все мы люди, нам надо перевозить многое через реку. И почему у нас постоянные перебои со светом? В этом году с ним вообще беда. Вот пенсионеры у нас знакомые есть, которые копейки считают, покупают всё подешевле. У людей столько продуктов. Им и в Архангельск плохо ездить, и тут, получается продукты не сохранить.

Летом здесь должно быть не так спокойно
Александр вспоминает, как два года назад на реке возле острова откололась льдина — тогда, по его словам, переправа работала, по сути, месяц-полтора.
— Понимаете, это ведь даже не деревня Реушеньга — это город Архангельск, улица Реушеньгская, — рассуждает он. — Это городская черта. Это островная территория, мы вообще должны жить как в Кремле, по идее. Я согласен, что можно жить в городе. Но это наша родина — родину не выбирают. Может нам лучше государство выбрать другое?



















Еще об архангельских островах
Почитайте подробнее о жизни зимой на Бревеннике. Там, кстати, этой зимой работает сразу две ледовые переправы.
Еще один репортаж о том, как зимуют жители острова Хабарка. Также мы подробнее показывали, как здесь выглядит путь по льду.
Третий остров, на который мы сходили по Северной Двине — Кего. Здесь также есть свои проблемы.
Из-за слишком тонкого льда на архангельские острова долгое время не могли добраться мусоровозы. Из-за этого на Кего и Хабарке почти три месяца копились отходы на контейнерных площадках. Проблему усугубляет то, что осенью власти города не оборудовали пункты временного накопления. Вывоз в итоге организовали уже ближе к середине февраля.