30 ноября понедельник
СЕЙЧАС -5°С

У молитв нет ГОСТов: почему поморские ракеты и подлодки запускают без церковной «страховки»

Архангельское духовенство пояснило, почему молебен на космодроме — не гарантия удачного запуска.

Поделиться

Протодиакон Андрей Кураев заявил, что священнослужители должны отвечать за «качество услуг» в случае падения освященных ракет. Архангельская епархия с этим не согласна

Протодиакон Андрей Кураев заявил, что священнослужители должны отвечать за «качество услуг» в случае падения освященных ракет. Архангельская епархия с этим не согласна

Поделиться

Накануне известный протодиакон Андрей Кураев заявил, что церковь должна отвечать за упавшие ракеты, которые окропляла святой водой перед запуском. Он назвал такое освещение «некачественной услугой». Тему подхватили федеральные СМИ, и в контексте обсуждений засветилась и Архангельская область, где представители епархии регулярно участвуют в запусках ракет и подводных лодок. Мы выяснили, как местные священнослужители объясняют свою миссию, и что говорят наши религиоведы о мании населения к тотальному освещению всего: от квартир и машин — до гаджетов.

ВИДЕОРЕКЛАМАРолик просмотрен

Освящение ракетыэто не гарантия

Все началось 28 ноября с неудачного запуска «Союза-2.1б» на космодроме Восточный. Ракета упала в Атлантический океан, и протодиакон Андрей Кураев публично заявил, что это произошло отчасти и из-за епископа, который освещал объект перед стартом. Он публично заявил, что церковь предоставляет услуги, но никогда не отвечает за качество этих услуг. Эта скандальная реплика облетела всю страну, в дискуссии засветился и наш регион — в Архангельской области есть как минимум два крупнейших объекта федеральной значимости, куда часто приезжают представители местной епархии с целью освятить новый объект или провести молебен-благословение — это северодвинское предприятие «Севмаш» и космодром «Плесецк».

В Архангельской области, как минимум, два крупнейших объекта федеральной значимости, которые посещают представители местной епархии — это северодвинское предприятие «Севмаш» и космодром «Плесецк»

В Архангельской области, как минимум, два крупнейших объекта федеральной значимости, которые посещают представители местной епархии — это северодвинское предприятие «Севмаш» и космодром «Плесецк»

Поделиться

Для епархии Архангельской области очередное высказывание протодиакона Андрея Кураева — ни что иное, как попытка пропиариться. Ситуацию нам прокомментировал глава епархиального отдела по взаимодействию с вооруженными силами протоиерей Валерий Суворов:

 — По Конституции Российской федерации церковь не вмешивается в дела государства и наоборот, — это факт и правовой, и исторический. Публичные высказывания Андрея Кураева — это провокация и разжигание споров. И, кстати, мнение про качество услуг носит языческий характер. С точки зрения язычества тот, кто совершает религиозный культ, задабривает некого духа и ожидает получить в ответ «подарок». Я тебе — жертву, ты мне за это — ожидаемую пользу. Этот подход чужд православному христианству. Единственная жертва, принесенная за все человечество — это Иисус Христос. И такое участие в жизни общества, как молитва или освящение подводной лодки, — это не жертва и не гарантия чего-либо. Государство у нас светское, тем не менее органы власти и различные ведомства заключают с Русской православной церковью соглашение о сотрудничестве на добровольной основе.

Все происходит по воле Божьей

Как говорит отец Валерий, освящение подлодок — не что иное, как продолжение вековой традиции Военно-морского флота. Никто из представителей епархии не может быть принужден к какой-то встрече или проведению обряда на производстве. Тем не менее по указу президента в некоторых воинских частях появились штатные священники. Как объясняет протоиерей Валерий Суворов, они нужны не для совершения каких-то магических обрядов, а для коммуникации с верущими военнослужащими, — по его мнению, это актуально на фоне случаев религиозного экстремизма и нетерпимости.

 — Сегодня есть необходимость в компетентном профессиональном слове служителя церкви, — комментирует протоиерей Валерий Суворов. — Подобное взаимодействие у нас выстроено и с управлением федеральной службы исполнения наказаний. — Ни один священнослужитель не ставит перед собой какой-то прямой и примитивной конкретной цели. Он — такой же человек, как и все верующие, просто ему дана благодать совершать таинства. Представитель церкви всего лишь подсказывает путь, который человек волен пройти сам. Конечно, отчасти любая молитва — это просьба, но все в жизни происходит по воле Божьей. Если молящийся достоин большего и может это большее понести, правильно распорядиться и не обратить во зло, он это получает.

ВИДЕОРЕКЛАМАРолик просмотрен

Протоиерей Валерий Суворов вспоминает случай, когда его знакомый батюшка освятил обычный барак в одной из исправительных колоний Поморья. Сделал все, как обычно. А через месяц строение сгорело. Тогда батюшка столкнулся с подобным потоком вопросов: значит, плохо освятили, раз все так обернулось? Батюшка ответил вопросом на вопрос: после того, как барак освятили, продолжилось ли в нем сквернословие или гнев? Если так, я удивляюсь, что он еще месяц простоял!

Благословляют не на войну, а на защиту Отечества

 — Если рабочий делает некачественно свою работу, а военнослужащий не выполняет устав, то о какой прямой ответственности церкви за итог общего дела можно говорить? — комментирует отец Валерий. — Ошибки определяют судьбу, но если человек честно трудится во благо других, Бог ему обязательно поможет. Церковь — не институт оказания духовных услуг. И это печально, что кто-то, обращаясь к Богу или, делая пожертвования, ждет в ответ быстрых позитивных перемен. При этом мне самому как-то довелось освещать станок на предприятии, и я был поражен реакцией иностранных гостей на этом событии и самих работников. Они уверены, что сделали станок качественно, но есть некий фактор икс — и для них это Бог. Они сказали: «Мы на опыте знаем, как техника работает с освящением и без». Только вместе человеческий труд и Божья благодать могут дать что-то полезное.

Кстати, некоторые люди воспринимают освящение объектов военной промышленности как благословение на убийство, местная епархия объясняет, что церковь благословляет христолюбивое воинство на защиту своего Отечества. Молитва обращена не на сваренные куски железа, а на человека, — чтобы когда он прикасался к оружию или технике, чувствовал духовную ответственность перед Богом и своим народом. То есть, по мнению священнослужителей, они вдохновляют не на войну, а на защиту своего Отечества.

Отец Валерий: «Церковь — не институт оказания духовных услуг»

Отец Валерий: «Церковь — не институт оказания духовных услуг»

Поделиться

Святой водойна квартиры и гаджеты

Участие РПЦ всегда было активным в таких мероприятиях, как запуск подлодок или ракет, однако в интернете все чаще звучит мнение, что государство становится менее светским, — такие мысли появляются, когда представители епархии публично заявляют, что освоение космоса или проведение военных миссий зависит от Бога. Можно ли считать это какой-то новой ступенью в отношениях власти и церкви, нам ответили специалисты кафедры культурологии и религиоведения САФУ.

 — Государство не может быть «более или менее светским», — комментирует Татьяна Кильдяшова, кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии и религиоведения. — Согласно Конституции РФ «Россия является светским государством». На это неоднократно указывали и в своих высказываниях как президент Владимир Путин, так и Патриарх Кирилл. Активизация участия Русской православной церкви в светских мероприятиях и делах говорит о ее активной социальной позиции. Отдельные заявления, в том числе и представителей духовенства, могут носить субъективный характер с целью привлечь внимание к себе или какой-то общественной дилемме. А мнения могут существовать самые разные, в том числе и о том, что Земля плоская...

Сегодня освящают не только подлодки и ракеты. Из разговора с представителями местной епархии мы узнали, что люди просят окропить святой водой квартиры, машины и даже гаджеты. Откуда появляется желание освятить смартфон — так меняется религиозный менталитет?

 — Люди испокон веков стремились обрести защиту и спокойствие, — обращались за этим к духам, божествам, Богу. Православная церковь предлагает свои механизмы обретения бытийственных основ, а к какому обратиться духовному бдению, молитве и посту или к освящению квартиры, машины и тому подобное — это выбор самого человека, — считает Татьяна Кильдяшова. — Как и любой культурный институт, религия изменяется, адаптируется к современным условиям, в противном случае она бы превратилась лишь в воспоминание.

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Загрузка...
Загрузка...