В начале ноября в ходе работ по благоустройству Петровского сквера обнаружили историческую каменную кладку, которую спустя некоторое время решили закопать. В дело вступилась общественность, стали появляться петиции за сохранение кладки, и администрации города пришлось созвать круглый стол, чтобы обосновать свое решение.
Архангельский историк Михаил Копица утверждает, что кладка датируется концом XIX века, но в администрации его уверенность не разделяют.
— При археологическом наблюдении был обнаружен культурный слой. Датировать булыжную выкладку проведенными археологическими методиками не представлялось возможным. Часть выкладки разрушена различными поздними перекопами. Там, где камни отсутствуют, найдены предметы современного периода — асфальтовая крошка, металлические крышки. Чтобы точно датировать выкладку, необходимо провести археологические раскопки — это совершенно иная методика, чем наблюдение, — пояснил археолог Николай Потуткин.
В администрации посчитали, что ориентировочная стоимость археологических раскопок — около 30 миллионов рублей. Если их провести, можно будет разработать проект с небольшим участком с булыжной кладкой, который показывал бы, какие архитектурные решения применялись в прошлом. Еще одна из причин, почему её закопали — наступление зимы, ведь кладка ничем не укреплена.
— Консервация булыжной кладки в Петровском сквере вовсе не означает, что в этой интересной истории поставлена точка. Но сейчас все понимают, что организация небольшого показательного элемента потребует огромного финансирования. Учитывая, что в городе немало объектов культурного наследия, памятников, старинных зданий требуют внимания, необходимо правильно расставлять приоритеты. Мы можем быть уверены, что консервация позволит сохранить культурный слой. В дальнейшем, например, при наличии соответствующей федеральной программы, мы сможем открыть кладку и выполнить благоустройство с воссозданием элемента выкладки, — считает главный архитектор Архангельска Александра Юницына.
Тем не менее активисты, выступающие за сохранение булыжной кладки, не теряют оптимизма.
— Выбран способ «консервации», как было сказано, «до лучших времен». Но никто не уточнил, когда наступят эти «лучшие времена». Может быть, уже в следующем году? Решено дождаться результатов археологического исследования (еще одного!), которое должно быть готово весной, ориентировочно в мае, определить историческую значимость кладки и дальше действовать по обстоятельствам. Например, изыскать средства благотворителей или инвесторов на проект и дальнейшие работы с объектом. Ну, тоже вариант. Хотя то, что уже закопано, простите, «законсервировано», откопать будет сложнее. Можно все замусолить бумажной волокитой и чиновничьим славословием. А можно просто забыть. Так вот, чтобы не замусолили и не забыли, предлагаю следить за процессом и продолжать подписывать петицию. Поверьте, не было бы общественного резонанса, о кладке никто бы даже не вспомнил и совещаний никаких не проводил, зарыли бы как мусор, — рассказал директор Северного морского музея Евгений Тенетов.
Петровский сквер — объект исторического значения, поэтому работы здесь строго регламентированы. Всё происходит под руководством археолога. Прежде чем приступить к укреплению склонов и устройству дорожек, провели пять экспертиз и план по сохранению наследия.
Работы по благоустройству сквера начались в 2016 году. В сентябре 2017 года при археологических раскопках на территории сквера нашли фундамент беседки Грина. Считается, что в ней любил проводить время писатель Александр Грин во время своей северной ссылки. Её должны были восстановить к 1 ноября, но подрядчик ООО «Северная Водолазная Компания», с которым заключили контракт на 18,7 миллиона рублей, сорвал сроки.
Ярослав Вареник