Вокруг деревянных мостовых не утихают споры — есть две диаметрально противоположные позиции на их счет: либо это фишка города, либо это архаизм, от которого нужно избавиться. Узнать больше об истории мосточков и их современном состоянии решил архангелогородец Богдан Чадромцев.
Древесина — один из самых доступных строительных материалов, который с давних пор используется человеком. Не стало исключением и устройство дорог и тротуаров. Еще в начале XX века в Санкт-Петербурге улицы мостили с помощью деревянной плитки, а ранее такая практика распространилась и за границей. Отказались от использования дерева по ряду причин, одной из которых было всплывание деревянных деталей во время наводнений. Это приводило к разрушению дорог.
В середине XIX века в России по указу императора издали закон, ограничивающий строительство деревянных домов. Его целью была борьба с частыми губительными пожарами в городах. Власти Архангельска в то время, видимо, посчитали, что и деревянные мостовые также пожароопасны. И городовые стали разрушать их в городе (Соломбалу не трогали), в том числе и во дворах. Предполагали, что горожане на их месте сами положат брусчатку, и Архангельск будет чуть больше похож на столичный город. Но это привело к тому, что весь город стал непригодным для прогулок в чистой одежде и обуви, а местами можно было буквально утонуть в грязи и воде. Понятно, что людям это не нравилось, они подходили формально к исполнению приказа: ломали деревянные тротуары не до конца, ремонтировали ранее разрушенные мостки. А уже к концу 50-х годов XIX века, после смерти Николая I, мостовые восстановили.
Время прошло, а люди ходят по дощатым дорожкам в Архангельске и по сей день. Существуют два противоположных мнения, которые можно примерно обозначить как «мостки — это хорошо» и «мостки — это плохо».
Начнем с отрицательных позиций, в основе которых лежит представление об архаичности такого способа устройства пешеходных дорожек. Полагается, что в современных городах все тротуары могут быть заасфальтированы или выложены брусчаткой. Приехав в Москву или Санкт-Петербург, скорее всего, вы не увидите деревянные мостовые. Отсюда вытекает, что деревянные мостки — это атрибут отсталости, которого не должно быть в городе — областном центре, «столице Поморья».
Также местные отмечают и плохое состояние таких дорожек. Они часто гниют, проваливаются, перекашиваются и ломаются, что, мягко говоря, затрудняет перемещение по ним, особенно маломобильных горожан.
Положительное отношение к мосточкам строится на том, что они являются культурно-историческим наследием, формирующим одну из нескольких «фишек» города. Этот подход интересен и в контексте поиска туристического бренда города, за которым стоит ехать в Архангельск. Этой позиции часто придерживаются гости города и путешественники, среди которых, например, известные блогеры Артемий Лебедев и Илья Варламов.
Вообще существует большой опыт строительства дорожек на болотистых торфяных грунтах. Такая дорога называется гать. Например, туристический маршрут по болоту Меэнкунно в Эстонии проходит почти полностью по таким мостовым. В Архангельской области тоже есть болота, и на некоторых проложены гатиевые тропинки.
Улучшить качество мостовых можно за счет использования специальных полимерных материалов на основе древесины. Внешне они не отличаются от натуральных досок, а по сроку службы должны превосходить. Такое мощение уже есть, например, в поселке Пинега.
В августе 2020 года мы прогулялись по центральной части Архангельска, ограниченной набережной Северной Двины, улицей Гагарина, проспектом Дзержинского и железнодорожной насыпью, и посмотрели на то, где еще можно прогуляться по деревянным мостовым. Результатом этих прогулок стала схема расположения мостовых. Эта схема не является абсолютно точной, но вполне способна помочь вам найти такие тротуары. В нее не включались расположенные во дворах и прилегающих территориях мостки, там отмечены только те, которые идут вдоль улиц и проспектов.
В основном состояние мостков хорошее, лишь местами встречаются провалы и места, по которым затруднительно пройти, например, с детской коляской. Встречаются деревянные мостовые, как правило, в районах с деревянной застройкой, но это вовсе не обязательно.
В итоге у нас получилась такая схема-карта.
Возможно, где-то мы не нашли мостовые. А где-то их уже поменяли на асфальт. Так, около 22-й школы в начале августа еще были мостовые, а в конце месяца их сменили асфальтированные дорожки.
Нужны ли Архангельску деревянные мостовые?