В последнее время такая проблема, как туннельный синдром, обсуждается довольно широко. Болезнь в определенный момент стала своеобразной «страшной сказкой» для всех, кто много работает за компьютером. Сегодня в нашей еженедельной рубрике «Что у вас болит?» мы поговорили с врачами о том, что это за заболевание такое и кому на самом деле нужно его бояться.
- Что такое туннельный синдром?
- Кто в группе риска?
- Есть ли профилактика?
- Как лечить туннельный синдром?
- К какому врачу обращаться?
- Ваши вопросы врачам из Архангельска
Что такое туннельный синдром?
Как правило, под этим словосочетанием люди подразумевают одну конкретную проблему с запястьем, но на самом деле это определение включает в себя целую группу заболеваний.
— Туннельный синдром — это не только синдром запястного канала, это группа заболеваний, связанная с ущемлением того или иного периферического нерва верхней или нижней конечности, — говорит врач-нейрохирург Даниил Феоктистов. — Наиболее часто это синдром запястного канала — ущемление срединного нерва на уровне запястья. Встречается синдром кубитального канала — ущемление локтевого нерва на уровне локтевого сустава, синдром гийонова канала — ущемление локтевого нерва на уровне лучезапястного сустава. Также бывают ущемления нервов на ногах. Для всех туннельных невропатий основной симптом — болезненное онемение и прострелы по ходу нерва от места защемления до конца конечности.
Запястный канал заявляет о себе онемением, болью и прострелами по первым трем пальцам на руке (большому, указательному, среднему, а также лучевой стороне безымянного), а синдром кубитального канала — по четвертому и пятому (локтевой стороне безымянного и мизинца).
Кто в группе риска?
Феоктистов говорит, что основная группа риска — женщины старше 45–50 лет, особенно если у них есть хронические нарушения обмена веществ: диабет, ожирение. Чаще это женщины, которые занимались грубым физическим трудом.
— Есть две группы факторов риска: по профессиональным признакам и по медицинским, — говорит руководитель кластера «Высокие технологии в травматологии и ортопедии» методического аккредитационно-симуляционного центра ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н. И. Пирогова Александра Рогощенкова. — Что касается профессиональной группы, это люди, у которых кисть находится в статичной установке кисти в состоянии чрезмерного разгибания в лучезапястном суставе, а также те, кто выполняет продолжительные повторяющиеся сгибания и разгибания кисти. Это пианисты, художники, ювелиры, стоматологи, программисты. Также это может встречаться у людей, которые делают однообразную работу руками на холоде: торговцы на рынках, рыбаки. По медицинским причинам в группу риска попадают люди, страдающие нарушениями водного баланса, сахарным диабетом, алкоголизмом, ожирением, почечной недостаточностью, гипотиреозом и сердечной недостаточностью. Также риск заболевания выше у людей, имевших травмы запястья, которые привели к изменению структурных составляющих канала запястья.
Есть ли профилактика?
Да, и она достаточно простая — правильная посадка при работе за компьютером, смена рук, уменьшение потенциально опасной деятельности и специальные упражнения. Последние нужны, чтобы улучшить кровоснабжение, — их может посоветовать физиотерапевт.
— Если вы работаете за компьютером, очень важно, чтобы была правильная высота стула и стола, правильная посадка, — предупреждает Александра Рогощенкова. — Нужно четко следить за тем, чтобы руки в локте сгибались под прямым углом, а запястье руки, которая держит мышь, не провисало и не находилось близко от края стола. Люди эти правила обычно не соблюдают.
Человек постепенно начинает чувствовать возникающую проблему с кистью и частенько долго ее игнорирует, так как понимает, что решение проблемы кроется не только в обращении к специалисту, но и порой речь идет даже о смене работы, на что мало кто готов в современном мире. В таком случае пациенту можно посоветовать научиться выполнять часть работы другой рукой.
Как лечить туннельный синдром?
По словам нейрохирурга, на начальных этапах лечение консервативное — назначаются противовоспалительные препараты, сосудистые, анальгетики, витамины группы B, физиопроцедуры. В некоторых случаях ставят блокады, чаще всего с гормонами.
— Многие люди не доходят до врача, когда это можно еще хоть как-то компенсировать. Когда мы говорим о лечении, нужно понимать, с какого момента мы лечим заболевание, боль возникла месяц назад или 10 лет назад, — говорит Рогощенкова. — Это ношение специальных ортезов, помогающих держать руку в правильном положении, физиотерапевтические процедуры. После всех попыток консервативного лечения, если оно не помогает, то прибегают к оперативному лечению.
Феоктистов утверждает, что консервативное лечение, как правило, не позволяет избавить человека полностью от заболевания, рано или поздно приходится делать оперативное вмешательство.
— Некоторые годами делают блокады, но это не очень хорошо, поскольку у гормонов тоже много побочных эффектов, — считает доктор. — Хирургическое вмешательство несложное, зачастую проводится под местной анестезией и заключается в освобождении нерва из-под ущемления — рассекаются связка и рубцы.
Если же болезнь не лечить, она может привести к тому, что человек просто не сможет пользоваться конечностью.
К какому врачу обращаться?
Лечением синдрома могут заниматься разные специалисты. На начальной стадии это может быть травматолог-ортопед или невролог.
— Если обратиться к неврологу, он назначит консультацию травматолога-ортопеда, и наоборот. Оперирующим врачом потом будет кистевой хирург. Если есть какие-то консультационные центры при отделении хирургии кисти, то можно обращаться сразу туда, — советует Александра Рогощенкова. — Могут также быть дополнительные консультации со стороны врача лучевой диагностики, а если мы говорим про консервативный этап — физиотерапевта.
Ваши вопросы врачам из Архангельска
О болезнях северян мы разговариваем с врачами в прямых эфирах 29.RU. К нам в студию уже приходили и. о. главы Минздрава региона, а также врач-кардиолог.
Пишите, каких еще специалистов вы хотели бы видеть у нас, какие вопросы вы бы им задали?